Создан ли брак для размножения? - 18 Апреля 2021 - Блог - Путь в бесконечность

11:29
Создан ли брак для размножения?

Некоторые мои постинги в социальной сети затронули тему сексуальности, и это логично подтолкнуло меня к размышлению на тему, верно ли, с религиозной точки зрения, считать, что брак создан для размножения. С одной стороны, понятно, что биологическим результатом половых актов является рождение детей (если организмы супругов здоровы). С другой стороны, когда мы читаем библейский текст о сотворении, слова "плодитесь и размножайтесь" обращены вовсе не только к людям, но и ко всем животным. Из такого простого факта понятно, что эти слова не являются заповедью в обычном понимании. Ведь заповедь дается тогда, когда есть возможность выбора. Но животные не выбирают, размножаться им или нет. Кроме того, хотя в мире животных тоже образуются семьи — иногда полигамные, иногда даже моногамные, как правило, мы не говорим о браках между животными, относя это понятие к человеческому институту. Таким образом, размножение не основано на браке само по себе.

Что более интересно, слова о размножении звучат в первой главе книги Бытия, где содержится рассказ о творении всего мира и животных, но не во второй главе, где описано сотворение женщины, что традиционно трактуется как раз как установление брака. "Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощницу, соответствующую ему", — говорит Бог. Но не говорит, что мужчина не сможет размножаться без жены и именно с этой целью она ему нужна. В библейском тексте нет намеков на то, что брак создан для размножения людей. Хотя продолжение рода в библейские времена действительно является важным, смысл сотворения женщины с последующим заключением брака мужчины с ней состоит вовсе не в этом.

Я думаю, что вообще рассказ о сотворении женщины выделен в отдельную тему именно потому, что человеческий брак отличается от животных. Брак это союз двух людей, соответствующих друг другу как части одного целого. При этом помощница это не прислуга, как иногда изображают фундаменталисты. Помощником человеку является сам Бог, а женщина подобна Ему в этом (такое понимание отражено, в частности, даже в католическом катехизисе).

В иудаизме вообще интересно: жена станет помощницей для мужчины, если муж этого заслужит, а если нет, то станет противницей. Недавно я слышала другой интересный комментарий: жена это оппонент мужа (такая трактовка основана на звучании слова на языке оригинала). Человек принимает правильные решения, когда происходит дискуссия. Если жена поддакивает мужу, то она ему этим вредит. Если жена с мужем спорит, то она ему помогает. Никакой идеи о подчинении в этой трактовке нет. Брак это, скорее, духовное объединение. Секс не является основой брака. Физическое "прилепление" основано на более глубоком сущностном и духовном родстве.

В христианском богословии широко принято понимание слов "плодитесь и размножайтесь" как дарования благословения на рождение потомства, а не как некий приказ о рождении как можно большего числа детей. В иудаизме эти слова поняты именно в качестве заповеди, но такое понимание тесно связано с представлением о евреях как народе, несущем богопознание, то есть размножение для них это не просто умножение числа потомков, а исполнение некоторой духовной миссии. Потомство должно продолжить нести эту миссию для блага всего человечества. Вдобавок несложно понять, что исторически в ситуации антисемитизма, притеснений и истребления народу требуется просто уже выживание, что делает рождение потомства жизненно важным.

Кроме того, в иудаизме заповедь размножения (мицва) дана только мужчинам. Только мужчины вообще должны соблюдать 613 заповедей, а женщины все заповеди соблюдать даже не должны. Как это ни покажется странным, но в иудаизме строго с точки зрения закона женщины вовсе не обязаны рожать детей. Это понимается как естественное желание женщины, но в определенных случаях она имеет право применять контрацепцию, а иногда даже делать аборт. Мужчина не должен "изливать семя впустую", но женщина имеет право вмешаться в процесс деторождения. Это совсем не новое учение. В иудаизме оно традиционно. Однако, разные раввины по-разному трактуют круг случаев, когда женщина может применять контрацепцию и делать аборт.

В христианстве же исторически культа рождения детей не было. Напротив, монашество стало уходом от подобной традиционности. Вопрос продолжения рода не является в христианстве настолько же важным как в иудаизме, поскольку христианство это не религия одного народа, а новые последователи появляются за счет проповеди, а не за счет рождения детей. Понятно, что постепенно происходит превращение христианства в народную религию. Но это, как мы понимаем, сопровождается огромным числом людей, которые принадлежат христианству главным образом в соблюдении обрядности. Такое положение дел неизбежно, но оно вовсе не является идеальным.

Акцент на важности размножения это культурное явление, не имеющее отношения к христианской религии самой по себе, связанное со стремлением продолжения рода, а в современную эпоху — в немалой мере также с национализмом ("народ вымрет без размножения"). В древности размножение было жизненно важно ввиду отсутствия современной цивилизации: люди гибли от множества болезней и войн, в семье вообще могло выжить меньше детей, чем их родилось. Кроме того, когда люди жили семейными родами, обрабатывали землю, строили поселения и т. д., большая семья была большим числом рабочих рук. Понятно, что в такой культуре увеличение числа детей было ценным. При этом рожавшие женщины жертвовали своим здоровьем и даже жизнью.

Мы все-таки живем в другой эпохе (в частности, имеем достижения современной науки и медицины) и в другой культуре, поэтому необходимости многодетности, особенно — ценой здоровья, больше не существует. Разумеется, это выбор людей: кому-то хочется иметь много детей, кому-то не хочется.

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 370 | Добавил: Klara | Теги: Иудаизм, брак, христианство и феминизм, Библия