Путь в бесконечность

Воскресенье, 26.03.2023, 22:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | О моём представлении Бога и Вселенной | Регистрация | Вход

Моё ощущение мира как единого живого организма основано отнюдь не только на переживаниях мистиков, но и на научных исследованиях. Когда мы рассматриваем в науке живые существа и неживые предметы, то узнаём, что в природе не существует чего-либо замкнутого, обособленного и неизменного. Каждая вещь и каждое живое существо, соприкасаясь с окружающим миром, оказывается включённым в непрерывный поток изменений и причинно-следственных связей.

В нашем теле постоянно обновляются клетки: одни рождаются, другие – умирают, наши тела лишь выглядят неизменными. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, едим пищу, усваиваем необходимые вещества и микроэлементы и выбрасываем из организма отходы. В подобный круговорот веществ включена каждая живая клетка. Но и на неживом уровне постоянно происходит круговорот. Вот, например, камень, нагревшись на солнце, стал горячим, солнце передало ему свою тепловую энергию. Когда солнце уйдёт, он отдаст эту энергию окружающему воздуху.


Во всей Вселенной происходит постоянное движение потоков энергий, переходящих из одного вида в другой. Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов, а атомы – из так называемых элементарных частиц. Однако эти «частицы» уже не являются частицами в подлинном смысле, они обладают волновой природой. Таким образом, весь мир представляет собой постоянно движущиеся потоки энергии.

С этих позиций я являюсь убеждённым материалистом. Нам совершенно ни к чему искать источник явлений в каких-либо потусторонних силах, как только мы сталкиваемся с необъяснимым. В окружающей нас Вселенной наблюдается множество причинно-следственных связей, которые изучает наука, но которые, вследствие указанного выше принципа относительности, никогда не могут быть известны в совершенстве и полноте.

Поскольку мы наблюдаем, что всё в природе взаимосвязано и взаимообусловлено, то Вселенная предстаёт перед нами как единое целое. Причём целое это гармонично, разумно, всё в нём устроено целесообразно, что и создаёт аналогию с огромным сверхразумным космическим существом. И даже если мы себе представляем, что такой Вселенная была не всегда, а достигла этого путём эволюционного развития от хаотически движущихся частиц к более сложному устройству, всё равно создаётся впечатление стоящего за этим развитием Вселенского Разума.

Но тут возникает два варианта понимания. Первый – традиционно-религиозное представление монотеистических религий о Боге. Бог как потусторонняя сила, как личность, которая существует вне мира, существовала до начала мира, и время от времени извне вмешивается в дела мира. Подобный образ описан в Библии, но наполнен антропоморфными чертами. Библейский Бог (а Библия, мы знаем, писалась в глубокой древности) настолько уподобляется человеку, что вызывает скепсис и отторжение многих мыслителей и философов. Они отрицают этот человекоподобный образ. Отрицают, что некая потусторонняя личность существует вне материального мира. Отрицают, что потусторонние силы вмешиваются в дела мира.

Поэтому когда у Эйнштейна, к примеру, спросили, верит ли он в Бога, он ответил так: "Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ". Иначе говоря, Эйнштейн верил в разумную силу, в некий дух, который присутствует внутри мира, сливаясь с ним в одно, а не находится за его пределами. Это позиция пантеизма, и Спиноза как раз был пантеист. Позиция пантеизма – более научная, чем позиция монотеизма, и мне так же эта позиция представляется более разумной.

Но возникает проблема, поднятая в буддизме. Разве существуют в природе независимые от других и неизменные сущности? С точки зрения традиционных религий такими сущностями являются Бог и души живых существ. Но буддизм совершенно верно объясняет, что души не являются ни независимыми, ни неизменными, что они так же включены в постоянный круговорот энергий. Наш психологический опыт состоит из постоянно сменяющегося потока ощущений и мыслей. Причём мы можем проследить причины их возникновения. Следовательно, наш внутренний мир, наши души, представляют собой непрерывный поток изменений в тесной взаимосвязи со всем окружающим, а не постоянные и независимые от внешнего мира сущности. Исходя из этого, буддизм отрицает существование индивидуальной души в традиционном понимании слова.

По аналогии отрицается и то, что сущность Бога неизменна и независима от внешних причин. Однако Бог, зависящий от материального мира, по традиционным представлениям, – это уже не Бог. Такой Бог, подобно другим существам Вселенной, тоже подчиняется причинно-следственным связям и является участником всеобщего круговорота. Поэтому буддизм нередко ошибочно отождествляют с атеизмом.

Но сам Будда на вопросы о существовании Бога отвечал так называемым «благородным молчанием». И это, с моей точки зрения, самый разумный ответ. Потому что, говоря о Боге, человек исходит из каких-то сложившихся догматических представлений. Он имеет набор понятий, что такое или кто такой Бог. Но Бог, который определяется в понятиях, уже не является Богом. И с этих позиций наиболее верным предстаёт апофатическое отрицание, что не есть Бог, а не утверждение, чем Он является.

Если же Бога можно охарактеризовать лишь в отрицании, то в конечном итоге, рассмотрев все возможные варианты, чем Он является, и, отринув их все, мы придём к парадоксальному заключению: Бог есть Ничто. Для кого-то это заключение будет равнозначно атеизму, а для кого-то – высшим откровением, познанием Реальности, превосходящей понятия, в том числе и понятия всех религий. Поэтому молчание Будды я расцениваю как парадокс, в котором оказываются справедливы диаметрально противоположные утверждения одновременно: Бог существует, и Его не существует.

Отвечая на вопрос, что представляет Высший Разум Вселенной, я бы сказала так: Он есть всё в совокупности, но ничто взятое в отдельности. И в этом представлении, с моей точки зрения, возможно примирение атеизма с теизмом и буддизма с традиционным пантеизмом.

Подобная картина мира включает в себя буддийское (по сути, глубоко научное) представление о том, что во Вселенной не существует неизменных и независимых сущностей. Вселенная складывается из элементов, пребывающих в постоянном потоке изменений, но при этом она является как бы единым разумным, но динамичным существом, которое можно понимать как пантеистического Бога – Бога, который неотделим от материи.

В подобной картине мира обретает смысл любая религия и поклонение любой форме Бога, потому что любая форма Бога представляется проявлением единой Божественной природы. Собственно, подобное представление, свойственное восточным религиям, является причиной их веротерпимости, в противоположность религиям монотеизма, каждая из которых претендует на «истинность», отрицая другие как ошибочные. В Бхагавадгите говорится, что всё в мире есть разнообразные проявления одного и того же Божества, и чему бы или кому бы ни поклонялся человек, он поклоняется Одному и Тому же. А в буддизме это выражается, к примеру, следующими словами: «...все Будды и все чувствующие существа являются не чем иным, как Единым Разумом, кроме которого не существует ничего. Выше, ниже, вокруг вас, среди всего, что существует спонтанно, вы не сможете найти такого укромного места, которое было бы вне этого всеобщего Разума-Будды».

... Как бы собранный вдруг воедино
целый мир, всех существ бесконечность
пред собою тогда увидел
в теле бога богов сын Панду.

... Арджуна сказал:

... Многоутробного, и многорукого,
и многоликого, и многоглазого -
вижу Я мир весь в Тебе, Вишварупа!
Нет ни конца у Тебя, ни начала...

... Все, что ни есть меж землею и небом,
страны все света - собою Ты обнял...
(Бхагавадгита, 11 глава)


В такой картине восприятия мира границы между предметами, элементами и явлениями оказываются относительными. Как материя представляет собой единое целое переходящих из одного в другой видов энергии, так и психологические феномены представляют собой единый поток сознания – поток, в котором невозможно выделить отдельно взятые, независимые элементы. Таким образом, любые границы раздвигаются, образуя единую и неделимую на части Реальность.


В завершение этой темы я хочу в качестве одного из возможных примеров привести стихотворение известного мастера дзен-буддизма Тхить Нят Ханя (Тит Нат Хана). Оно, несомненно, отражает тот трансперсональный опыт, когда личность человека выходит из узких границ, расширяясь, ощущая себя единой со всей Вселенной, отождествляя себя со всеми живыми существами:

Называйте меня моими истинными именами

Не говори, что я уйду завтра -
Даже сегодня я все еще прихожу.

Посмотри: каждую секунду я прихожу,

Чтобы стать почкой на весенней ветке,
Чтобы стать маленьким птенцом с только что оперившимися крыльями
и учиться петь в моем новом гнезде,
Чтобы стать гусеницей в центре цветка,
Чтобы стать изумрудом, спрятанным среди камней.

Я прихожу чтобы смеяться и плакать,

Чтобы страдать и надеяться.
Ритм моего сердца - это рождение и смерть
Всего живого.

Я - стрекоза,

Сверкающая над водой.
И я - птица,
Падающая вниз, чтобы схватить ее.

Я - лягушка,

Резвящаяся в прозрачном пруду
И я - водяная змея,
Подстерегающая ее в траве.

Я - истощенный ребенок из Уганды,

Мои ноги похожи на бамбуковые палки.
И я - торговец оружием,
Посылающий в Уганду смерть.

Я - двенадцатилетняя девочка,

Беженка на маленькой лодке,
Которая бросилась в океан,
После того, как ее изнасиловал пират.
И я - пират, чье сердце все еще неспособно
Видеть и любить.

Я - член политбюро
и в моих руках огромная власть.
И я политзаключенный,
Медленно умирающий в трудовом лагере.

Моя радость словно весна - так тепла,
Что на всей Земле распускаются цветы.
Моя боль словно река слез - так велика,
Что может переполнить четыре океана.

Пожалуйста, называйте меня моими истинными именами,
И я смогу услышать свой смех и свой стон
В едином звуке,
И я смогу увидеть, что моя радость и моя боль едины.

Пожалуйста, называйте меня моими истинными именами,
И я смогу пробудиться
И откроются двери моего сердца...
Двери сострадания.

Радость и боль, умиротворение и страдание, добро и зло идут рука об руку в нашей жизни. Они так тесно переплетаются друг с другом, что трудно себе представить, чтобы одно могло быть без другого. Они составляют две стороны единой Реальности. Как Инь и Янь в философии Лао Цзы, как день и ночь, как свет и тьма, как правое и левое, как мужское и женское. Они составляют как бы диалектическое единство противоположностей, противостояние которых есть источник движения, источник развития, есть сама Реальность, и сама жизнь.

Читайте далее: О добре и зле, радости и страдании

Важное по сути

Меню сайта

Соц. сети и ссылки


Второй сайт (2016-2021 гг.) –
Независимый исследователь

Календарь

«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0