Мартин Лютер Кинг, баптистский проповедник, был одним из самых известных во всем мире сторонников ненасильственных социальных перемен. Будучи аспирантом Бостонского университета Мартин Лютер Кинг познакомился с учением Мхандаса Карамчанды Ганди, который руководил борьбой мирными ненасильственными способами за независимость Индии от колониального правления Великобритании.
Применяя тактику ненасильственных способов в борьбе за гражданские права негров в Соединенных Штатах Мартин Лютер Кинг проповедовал расовую десегрегацию и боролся против расовой дискриминации. В 1957 году он более двухсот раз выступал с речами и покрыл расстояние протяженностью свыше миллиона километров. Его призывы бороться с ненавистью проявлением любви в конечном итоге привели к крупным переменам в жизни Соединенных Штатов. К его словам прислушивались миллионы людей во всем мире.
Летом 1963 года Мартин Лютер Кинг был одним из организаторов марша на Вашингтон. В столице Соединенных Штатов перед четвертью миллиона собравшихся он произнес одну из своих самых замечательных речей. Кинг обратился к собравшимся с призывом: «Мы должны неотступно вести борьбу на самом высоком уровне проявления благородства и самообладания. Мы не должны допустить, чтобы наши творческие протесты опустились до физического насилия».
«Снова и снова, — продолжал Кинг, — мы должны добиваться величественных высот противопоставления силы духа применению физического насилия. Величественная новая воинственность, которой охвачена негритянская общественность, не должна вылиться в проявление недоверия к белым американцам, поскольку многие наши белые братья, как вы можете убедиться, бросив взгляд на присутствующих, поняли, что их судьба связана с нашей судьбой, и их свобода неотъемлема от нашей свободы. Мы не можем пускаться в путь одни».
Борьба за гражданские права требовала от Мартина Лютера Кинга проявления недюжего мужества. В 1968 году Кинг погиб от руки убийцы.
Концепция М. Л. Кинга представлена в одной из его наиболее ярких книг «Путь к свободе», где он излагает шесть принципов ненасилия:
Политика ненасилия — это не путь трусов. Это путь сильных людей. Это не путь бездейственной пассивности. Сторонник ненасильственного сопротивления пассивен лишь в том смысле, что он не применяет физического насилия по отношению к своим противникам, но его ум и эмоции активны, так он постоянно ищет пути, чтобы убедить противника в том, что тот поступает неверно. Это не пассивное непротивление злу, это активное, но ненасильственное сопротивление злу.
Отсутствие унижения противоборствующей стороны; цель не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы завоевать его любовь и понимание.
Действия должны быть направлены против самих сил зла, а не против конкретных людей, которые выступают его носителями. Ненасилие борется со злом, а не с тем, кто стал его жертвами.
Готовность принять страдания, не рассчитывая на возмездие, готовность принимать удары и не отвечать ударом на удар.
Политика ненасилия исключает не только всякое внешнее физическое насилие, но и внутреннее насилие над духом человека. Сторонники ненасилия не только отказываются убивать своего противника, они отказываются и его ненавидеть. Краеугольным камнем этой политики является любовь. В сердцах борющихся за человеческое достоинство не должно быть горечи и ненависти. Отвечая злом на зло, мы лишь увеличиваем ненависть. У кого-то должно хватить мудрости и нравственности, чтобы прервать цепь ненависти. Это можно сделать, если главным нашим двигателем станет любовь.
Мировой порядок находится на стороне справедливости. Из этого вытекает наша уверенность в будущем. Это, в свою очередь, помогает нам принять страдания, не рассчитывая на возмездие.