Против сексуальной эксплуатации и проституции

феминизм против проституцииВ этой статье я объединила и немного переработала две записи, сделанные в социальных сетях в 2020 году и ранее размещавшиеся в блоге в форме цикла "Христианство и феминизм" по темам о сексуальной эксплуатации и проблеме проституции. Новая редакция датируется 13 мая 2023 года.

Тема о сексуальной эксплуатации вызывает непонимание в либеральных кругах, а  христиане в нашем обществе подчас оказываются к ней равнодушны. Возможно, люди, которым близки либеральные взгляды, боятся показаться «ханжами», а люди, которым  близки консервативные взгляды, считают, что достаточно традиционных знаний о Божьих заповедях, и современные рассуждения им не нужны.

Я не разделяю ни одну, ни другую точки зрения. Я думаю, что феминизм является пророческим голосом в наше время. Если же кто-то возразит, указывая, что встретил среди феминисток что-то, что кажется ему странным, или что-то, что он считает неприемлемым, то я на это отвечу возражением, что среди христиан также встречаюся странности, крайности и неприемлемое поведение. Достаточно очевидно, что в основании феминизма лежит стремление к достижению равенства, чему, на мой взгляд, сложно возражать в XXI веке. Но в этой заметке я бы хотела выделить тему борьбы против сексуальной эксплуатации.

С наступлением сексуальной революции среди феминисток обозначились две позиции: одна из них отстаивала сексуальное раскрепощение (секс-позитивный феминизм), в то время как другая заострила внимание на проблеме сексуальной эксплуатации женщин (секс-негативный феминизм). Хотя в наше время острота раскола между этими направлениями снизилась, всё же различия во взглядах или акцентах обсуждения среди феминисток продолжают иметь место.

Уже в 1970-х годах, то есть в эпоху сексуальной революции, американские феминистки стали выступать против превращения женщин в объекты сексуального удовольствия мужчин, которое выражается в сексуализации женского образа в массовой культуре, в нормализации порнографии и в движении за легализацию проституции.

Секс-негативные феминистки выступили против этих явлений с двух точек зрения. Радикальные феминистки указывают на влияние патриархата: когда в обществе продолжают доминировать мужчины, сексуальное раскрепощение превращается в возможность для мужчин получать практически неограниченный доступ к женским телам для своего удовольствия. Проблемы в этом нет, когда нормы морали и этики стираются как нечто, что уже устарело (добавлю я от себя).

Одной из главных теоретиков, которая описывала сексуальную эксплуатацию с позиции критики патриархата, стала Андреа Дворкин. В моём понимании она подобна святой (в той мере, в какой можно воспринимать святость как пример доблести в борьбе со злом и служении добру). Я посмотрела фильм о том, как она боролась против порнографии. Это британский фильм на английском языке, но наши феминистки сделали к нему русские субтитры. Этот фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.

Другую точку зрения на сексуальную эксплуатацию представляют левые феминистки. Эта точка зрения не противоречит радикально-феминистской, а просто использует другую аргументацию. Она может рассматриваться самостоятельно или же дополнять радикально-феминистскую.  (Я точку зрения левого феминизма считаю логичной и мне она тоже близка).

Левый феминизм видит проблему сексуальной эскплуатации в капиталистических отношениях. Действительно, если сексуальная революция привела к культуре, которая превозносит сексуальность (я это называю для себя "культом сексуальности"), вытесняя мораль и этику, то капитализм просто превратил человека в товар. За деньги можно купить и продать всё, что угодно, включая и женские тела: личность стирается, она не значит ничего, важна прибыль в товарно-денежных отношениях. (При этом, хотя мужская проституция также существует, она встречается гораздо реже: её неизмеримо меньше, чем женской).

Почему так происходит? Патриархатная психология утверждает, что мужчина имеет право на секс с женщиной. В условиях либерализма это становится настолько очевидным, что даже некоторые правозащитные организации стали поддерживать легализацию проституции с подобной аргументацией: возникло представление о "праве на секс" за плату. При этом женщине сложнее найти достойный заработок, и некоторые (часто это мигрантки и девушки из беднейших слоёв общества) по существу не могут найти никакого.

В таких условиях возникает иллюзия, что проституция это такая же работа, как и другие виды деятельности. И почему нет, если моральных барьеров уже не существует, а при капитализме всё можно продавать и покупать? Таким образом в ряде стран проституция легализуется. В Амстердаме на улице Красных фонарей девушки стоят на витринах, как манекены в магазине. Женщина это товар, а бордели платят налог государству, и государство получает часть прибыли от этой торговли женскими телами.

Меня поразило, что проституция была легализована и стала существенной проблемой эксплуатации женщин в Германии, где во власти [в течение долгих лет и на момент первой публикации этой записи] большинство имела Христианско-демократическая партия. (Если вы скажете, что это только название, думаю, будете правы). Законодатели при этом имеют как бы благие цели: если проституцию вывести из тени, то её можно держать под контролем. Но на практике оказывается по-другому. Эксплуатации подвергаются самые уязвимые социальные слои. Как говорится, «кто платит, тот и заказывает музыку», поэтому фактически проститутор может заставить женщину делать всё, что ему хочется. Контролировать то, что происходит за закрытыми дверями, сложно. Проституция в реальности это непрекращающееся насилие над женщинами, причем не только в фигуральном смысле слова, но и также буквально.

Многие феминистки видят выход из этой ситуации в принятии Шведской модели, где проституция запрещается, но криминализуется проститутор, а не женщины. Такая точка зрения логична: женщина это жертва и потому преследовать по закону следует не её, а того, кто создаёт условия для эксплуатации, кто покупает такие услуги и получает от этого удовольствие (также и прибыль, когда речь идёт о сутенёрстве).

Стоит особо выделить эту тему и сказать о новом феминистском взгляде на проститутку как жертве и как это соотносится с христианством.

Многие феминистки скажут, что общество, в котором господствует патриархат, всегда обвиняет женщину в выражении сексуальности и соблазнении мужчин. Проститутку привыкли считать падшей женщиной. Я согласна, что патриархатные стереотипы способствуют таким взглядам. Но я не согласна с тем, что этому учит религия сама по себе (как таковая), в том числе христианство. Нужно разделять культурные стереотипы от норм религиозных учений, которые в значительной мере отражены в священных писаниях. Библейские заповеди не только не учат, что женщины в большей мере ответственны, чем мужчины, но и наоборот — обращены именно к мужчинам. Например, заповедь «не пожелай жены ближнего» явно обращена к мужчинам. Но нет заповеди «не пожелай мужа ближней». Аналогичным образом Иисус обращался к мужчинам: «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». В Новом Завете нет таких слов, которые обращались бы к женщинам по поводу вожделенных взглядов на мужчин.

Да, это звучит в культуре, где господствуют мужчины, но в этой культуре и заповеди обращены главным образом к мужчинам, а не к женщинам. Мы видим, что заповеди, касающиеся сексуальности, достаточно требовательны именно к мужчинам. Понятно, что христианство трактует это применительно к обоим полам, но лишь в силу того, что в Новом Завете сказано о равенстве мужчин и женщин во Христе: «нет ни мужского пола, ни женского».

По поводу «падшей» женщины Иисус Христос в Евангелии говорит: «кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Можно гадать, имеется ли ввиду грех в широком смысле (любой грех) или же грех, связанный с сексуальностью. Вполне вероятно, что Иисус намекает именно на сексуальные грехи тех мужчин, которые хотели бы побить женщину камнями. Но в любом случае очевидно, что Иисус призвал к милосердию, а не к осуждению. В евангельском тексте вслед за этим Иисус прямо сказал женщине: «Я не осуждаю тебя».

Из этого всего вполне логично вытекает связь христианства с феминизмом. «Не осуждайте женщин, которые кажутся падшими», — говорят феминистки, — «Им нужно помочь, а не обвинять».

Папа Римский Франциск просил прощение у проституток за действия тех номинальных христиан, которые подвергли их сексуальной эксплуатации. Осознавая важность проблемы проституции в современном обществе, Франциск написал предисловие к книге «Распятые женщины. Стыд работорговли, о которой рассказали улицы». Как видно из названия, проститутки названы «распятыми», то есть уподоблены Иисусу Христу из-за страданий, которым их подвергают. В частности, Франциск написал:

«Когда в одну из Пятниц милосердия Внеочередного Святого года я вошел в приёмный центр Общины имени Папы Иоанна ХХIII, то не предполагал, что найду здесь настолько униженных, страдающих, измождённых женщин. Действительно распятых женщин. В комнате, где мы встретились с девушками, освобождёнными от принудительной проституции, дышалось болью, несправедливостью и последствиями произвола. Заново чувствовались раны Христа.

Выслушав трогательные и очень человеческие истории этих бедных женщин, — некоторые из них были с детьми на руках, — я почувствовал сильное, почти неудержимое желание попросить прощения за самые настоящие пытки, которым они подвергались со стороны клиентов, а ведь многие из них называют себя христианами. Это был ещё один импульс к молитве о приёме жертв принудительной проституции и насилия.

Никого и никогда нельзя выставлять на продажу. Поэтому я рад возможности рассказать о ценном и смелом деле спасения и реабилитации, которое о. Альдо Буонаюто проводит уже многие годы, следуя харизме Оресте Бенци. Это также подразумевает готовность подвергать себя опасности и риску мести со стороны преступников, которые делали из этих девушек неисчерпаемый источник незаконных и постыдных доходов.

Я хотел бы, чтобы как можно больше людей прочли эту книгу; узнав истории, стоящие за шокирующими цифрами современной работорговли, они смогут понять, что без прекращения столь высокого спроса со стороны клиентов невозможно эффективно бороться с эксплуатацией и унижением невинных людей.

Коррупция — это болезнь, которая сама по себе не прекратится. Её нужно осознать на частном, коллективном и церковном уровнях, чтобы действительно помочь этим несчастным сёстрам и предотвратить беззаконие мира, которое угнетает самых хрупких и беззащитных существ. Любая форма проституции — это заключение в рабство, преступное деяние, отвратительный порок, который путает акт любви с выплеском инстинктов, подвергая мучениям беззащитную женщину.

Это рана коллективного сознания, девиация современного воображения. Это патология менталитета, согласно которому женщин эксплуатируют как товар, ненужный после употребления. Это болезнь человечества, ошибочный взгляд на общество.

Освобождение этих бедных рабынь является жестом милосердия и долгом всех людей доброй воли. Крик их боли не должен оставить равнодушными ни отдельных людей, ни учреждения. Никто не может отворачиваться или умывать руки от невинной крови, пролитой на улицах мира.

Франциск».

Цитата приведена согласно тексту vaticannews на русском языке от 29 июня 2019 года.

Фильм об Андреа Дворкин размещен в моём блоге wordpress.

Категория: Размышления | Добавил: Klara (18.10.2020)
Просмотров: 94 | Теги: сексуальная эксплуатация, феминизм, христианство и феминизм, история, проституция, Библия