Рассуждение по случаю страстной пятницы

Распятие Иисуса ХристаЗавершился день, когда христиане всего мира переживали страстную пятницу — день воспоминания распятия Иисуса Христа. (Напомню, что в этом году западный и восточный пасхальные календари совпадают, поэтому католики, православные и протестанты переживают этот день одновременно, как и встретят пасху тоже в один день).

Согласно традиционной христианской доктрине, Иисус Христос добровольно предал себя на распятие для искупления грехов человечества. Интерпретация этого важного для христиан аспекта, однако, имеет, как и многое другое в христианстве, разное понимание.

Западное христианство исторически акцентировало так называемый юридический подход, который происходил из достаточно варварского языческого представления о том, что разгневанный бог требует кровавые жертвы для умилостивления своего гнева за грехи людей. Подобное представление, отчасти укоренённое в определенном прочтении апостола Павла, долгое время было принято в католичестве и протестантизме. Однако, в последнее время католичество отходит от него, переходя к идеям, близким восточному христианству.

Восточное и западное христианство имеют одинаковое наследие отцов церкви, которое в прошлом более развивалось в православии.  В святоотеческой традиции деяния Иисуса рассматриваются через веру в боговоплощение. Иисус как сын Бога принимает на себя человеческую природу вместе со всеми её тяготами: искушениями и страстями. Это вочеловечение языком, опять-таки, Павла называется новым Адамом.

Если первый Адам принёс человечеству смерть, то новый Адам несёт жизнь, потому что не поддаётся искушениям ко греху и после смерти воскресает в новой природе. Причастие к этой новой природе во время евхаристии делает верующих единым целым с Христом, поэтому, согласно данному богословию, когда-то все верующие воскреснут к новой жизни в новых безгрешных телах. Смерть Иисуса в данном представлении было актом солидарности в страданиях и смерти со всем человечеством, чтоб в перспективе верующие в него воскресли к вечной жизни в новых телах.

Данное вероучение весьма привлекательно в сравнении с более примитивным юридическим подходом. Однако, оно имеет слабость в том, что сам Иисус не учил ничему подобному.  Первоначально христиане, говоря об Иисусе как сыне Бога, не подразумевали ничего подобного. Они были укоренены в иудейской традиции, где сынами Бога считались и ангелы, и праведные люди. Раннее христианство вообще было весьма разнообразно и не имело какой-либо общей строгой и сложной догматики, какая имеется сейчас. Учения об Иисусе как второй ипостаси Троицы, который пришёл в мир посредством боговоплощения, в раннем христианстве не существовало.

Либеральные протестантские богословы решили вопрос миссии Иисуса гораздо проще: Иисус оказывает мощное воздействие на верующих своей жизнью, учением и смертью. Он идёт страдать на кресте и умирает не для того, чтоб изменить настроение Бога к человечеству, а для того, чтобы люди, глядя на это, изменились. Никакая мистика, связанная с изменением природы людей, не имеет место в данном представлении. Это скорее психологическое воздействие, нежели мистическое.

Такое представление кажется мне более рациональным. Однако, у меня нет цели переубеждать традиционно верующих христиан. Прежде всего потому, что я сама прошла опыт традиционной церкви и понимаю, как важна и священна вера традиционным образом практикующих свою веру христиан для них. Однако, когда я думаю о традиционном христианстве, я вспоминаю об иудеях и мусульманах, которые не признают доктрину первородного греха и, соответственно, ни юридического, ни мистического христианского вероучения.  Я вспоминаю о том, что учения о первородном грехе не содержится в Библии прямым текстом. Опять же, это учение пришло гораздо позднее: главным образом благодаря святому Августину.

Хотя апостол Павел оставил некоторые намёки, даже и он не формулирует это учение чётко. Не говоря уж о том, что иудеи и мусульмане считают его отступником от изначальной традиции древних пророков.  Есть даже мнение, что христианство как религию создал не Иисус, а именно Павел. В значительной мере от посланий апостола Павла отталкиваются христианские богословы. Однако, в раннем христианстве Павел вовсе не был единственным и непререкаемым авторитетом, а был лишь одним из множества других учителей, которые почитали Иисуса, но верили несколько иначе, чем Павел.

Когда я думаю об иудеях, я вспоминаю весь тот массив антисемитизма, который развило традиционное христианство в течение многих веков истории, начиная с того момента, связанного с распятием Иисуса, когда авторы Евангелия приписали еврейским соотечественникам Иисуса слова: «кровь его на нас и на детях наших».

Эти слова в дальнейшем легли в основу представления о всех евреях как о убийцах Иисуса. И несмотря на то, что современное христианство «открещивается» от этой концепции, утверждая, что причина распятия Иисуса — грехи всех людей, а не конкретно евреи, ненависть к евреям продолжает жить как в быту многих так называемых христианских народов, так и среди христианских фундаменталистов. Вычеркнуть эту ненависть окончательно невозможно: есть огромное наследие трудов христианских богословов, наполненное антисемитизмом, а также, по-видимому, это вошло в некое бессознательное христианских народов, нечто иррациональное.

Я считаю, что традиционное христианство — это созданное в определенных условиях культуры церковными богословами учение, имеющее мало общего с реальной историей Иисуса. Я уважаю культуру, искусство, философию, которые развивались на базе христианства. Но я считаю, что догматика устарела и не нужна более современному человеку. Израильский народ вышел из тяжёлого египетского угнетения и рабства — вот смысл подлинной пасхи исторически. Это напоминание о всех тех нуждах и тяготах, которые переживают многие люди сейчас. Это призыв к их освобождению: к тому, чтобы им помогать, а также к тому, что все люди должны быть равными и свободными.

Пасха есть призыв к свободе.  Смерть Иисуса показывает ожесточение и пороки, которые универсальны во все времена. Книжники и фарисеи — не иудеи, а все консервативные люди, поклоняющиеся традициям и забывающие о самом главном — о любви, о том, что ближний — это самая высшая ценность.

История распятия Иисуса — это история ненависти к нарушающему традиции человеку, который стал лидером народных масс, потому что любил их. История распятия Иисуса — это история страха власть имеющих, которые боялись утратить своё влияние. История распятия Иисуса — это история страха перед революцией, связанной с изменением в умах людей. История распятия Иисуса — это история также и непостоянства народа, который сегодня кричит «осанна», а завтра — «распни», поскольку толпа всегда слепа и подчиняется не разуму, не убеждению, а страстям и внешним манипуляциям.

История распятия Иисуса — это история разоблачения зла. Говоря традиционным языком, можно сказать, что история распятия Иисуса — это универсальное разоблачение греха, то есть разоблачение всех пороков и зла, которые не относятся к конкретным людям в конкретных исторических обстоятельствах, а повторяются в самые разные времена. В соответствии с таким представлением можно сказать, что распятие Иисуса — это призыв к покаянию, но не в смысле просто церковного обряда, а в значении призыва к борьбе с этим злом и переменам в своей жизни и жизни общества.

Хотя я и не ставлю высоко догматику, но данное представление (об универсальности зла и призыве к изменениям) не противоречит традиционной вере. Поэтому я надеюсь, что такой аспект смогут принять как практикующие христиане, так и отошедшие от церквей, а также и вообще не имеющие отношения к христианству люди. Иисус призывал к покаянию, то есть к изменению жизни. Это основной императив всего Евангелия. Это призыв отказаться от зла и стремиться преобразовать жизнь вокруг нас.

Елена Преображенская (с)

См. также новую статью (2021 г.): Жертва Христа и суть Евангелия

Категория: Старые размышления | Добавил: Klara (19.04.2014)
Просмотров: 1585 | Теги: Евангелие, христианство, Библия, богословие, распятие Христа