На днях прослушала беседу с Сергеем Козиным в санкт-перербургском клубе реформистского иудаизма (через ютуб). Обсуждали книгу "Когда христиане были евреями". Возможно, книги еще нет на русском языке. Нашла в интернете ее оригинальное название: When Christians Were Jews: The First Generation. Автор - Паула Фредрикен ( Paula Fredriksen). Рекомендую эту лекцию тем, кто интересуется иудео-христианскими отношениями и историей.

Речь шла о том, что раннее христианство было иудео-христианским и само христианство возникло как течение внутри иудаизма и изначально не было враждебно к евреям. Об Иисусе в обсуждении было немного. Понятно, что говорить об Иисусе с исторической точки зрения непросто. Были различные попытки поисков исторического Иисуса. В беседе пересказывалась собственно книга и больше говорили об историческом фоне.

Говорили также об апостоле Павле. Интересные мысли, которые на самом деле совпадают с моей личной точкой зрения: апостол Павел не принуждал евреев отказываться от иудаизма, а его "антииудейские" тексты на самом деле связаны с обращением язычников, ... Читать дальше »

Категория: Лекции | Просмотров: 507 | Добавил: Klara | Дата: 20.12.2021

На Портале Предание.Ру обнаружился цикл лекций Петра Рябова "Анархия и религия". Прослушала первую лекцию "Христианство и анархизм" и собираюсь слушать другие.

Не скажу, чтобы первая лекция была очень подробна в плане разбора различных движений, но автор предупредил, что это общий обзор этой темы и в этом качестве интересно иметь представление.

К анархизму, связанному с религией, автор отнес два типа движений. Один тип это собственно религиозные течения, которые отторгают государство и официальную религию. Обычно такие движения относят к сектантству. Но исторически они развиваются неодинаково: одни остаются сильно замкнутыми и отгороженными от мира, другие преобразуются в социально активные.

Ко вторым упомянутым можно отнести, например, квакеров (хотя они разнообразны: часть из них остается очень консервативной, в то время как другие достаточно открыты и либеральны). Мне ближе, конечно, современные социально активные движения.

Другой тип анархизма, о котором говорит Рябов, это светские люди, которые могут быть вовсе нерелигиозными, но испытывать на себе влияние христианских идей, таких как поиск правды, защита угнетенных и мученичество, которое ассо ... Читать дальше »

Категория: Лекции | Просмотров: 621 | Добавил: Klara | Дата: 25.01.2021

Рождество Иисуса в Исламе, лекция в институте святого Фомы, брат Владимир Пашков S.I. (20.12.2018)

Категория: Лекции | Просмотров: 384 | Добавил: Klara | Дата: 23.01.2019

Лекция священника Георгия Чистякова (текст, видеозапись)

Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое — не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или de Deo sentire, как говорил Барух Спиноза.

«Чувство совести, как и чувство Бога, искусственно вызвать в себе невозможно».

Такой замечательный и, на самом деле, очень глубокий по смыслу афоризм можно найти в Интернете в реплике корреспондента одной из газет, предназначенных для учителей. И не суть важно, чему была посвящена эта реплика, потому что значимо в ней именно это утверждение: «чувство Бога искусственно вызвать в себе невозможно». Оно посещает, поражает и останавливает человека всегда неожиданно. Чувство Бога непременно отличает внезапность. В этой связи нельзя не вспомнить Деяния апостолов, где говорится в начале второй главы о том, как сделался неожиданно с неба шум (Деян 2, 2), неожиданно или внезапно, в латинском варианте — repente.

«Et factus est repente de caelo sonus». Внезапность, говорит один протестантский богослов, — это божественная шокирующая тактика, которую применяет Бог для того, чтобы напомнить человеку о его духовной уязвимости. Говорится об этом и в Псалмах:  ... Читать дальше »

Категория: Лекции | Просмотров: 3952 | Добавил: Klara | Дата: 24.11.2007