|
В продолжении темы об историческом влиянии христианства на общество. Приходит время от времени такая мысль. Христианство постеренно уводит от ритуалов в мирскую жизнь. Вера и мораль вытесняют традиционно сакральное. Сакральным становится сам человек. Ведь он называется храмом Бога. Молитва заменяет храмовое поклонение. |
Думала я, что можно написать в честь Рождества. (Хотя в нашей стране Рождество отмечается по юлианскому календарю, я начинаю отмечать Рождество с Западным миром). В этом году мне пришла в голову мысль сказать о том, что христианство очень демократично по своей сути. Это понятно из того, что Иисус очень близок к простому народу. Он родился в хлеву, его семья была бедной, его рождение первыми отметили простые пастухи. Если мы к этому добавим известный догмат о воплощении Бога в Иисусе, то получим потрясающее утверждение близости Бога к самым простым людям. |
На днях прослушала лекцию в питерском клубе реформистов-иудеев через ютуб. (Нашла такой канал и это первый ролик, который прослушала, буду продолжать). Обсуждали книгу "Когда христиане были евреями". Возможно, книги еще нет на русском языке. Нашла в интернете оригинальное название: When Christians Were Jews: The First Generation. Автор - Paula Fredriksen. Рекомендую эту лекцию тем, кто интересуется иудео-христианскими отношениями и историей. |
Второе воскресенье Адвента в западной церкви. В этом году начало Адвента совпадает с началом Рождественского поста РПЦ. Хотела написать ещё неделю назад. Современное западное христианство практически отошли от практики поста в плане питания. Упор делается на дела милосердия, молитву, чтение Библии. Это казалось разумным и некоторые посмеиваются над православными с их календарными предписаниями, когда можно или нельзя есть то или это. Но вот внезапно в нашу жизнь пришло новое явление: множество молодых людей, часто совсем нерелигиозных, стали веганами. Поколение Греты Тунберг, которая мне лично кажется "светской пророчицей". Они критикуют культ потребления, испытывают сострадание к животным, беспокоятся об экологии. Внезапно становится понятно, что старые традиции не так уж глупы, если к этому относиться осмысленно. Времена бездумной веры ушли в прошлое. Нужно задумываться. Вот в этом контексте православные посты совсем не кажутся глупыми. Есть периоды, когда разрешено мясо, и это удобно для тех, кто не готов стать полностью вегетарианцем. Но есть много периодов пищевого воздержания: мягкие и жёсткие. Логика аскетизма не всем ясна, и мне лично кажется более полезным относиться к постам как к практике сострадания к живым существам. Не нормально питаться убитыми существами. В Библии говорится, что мясная еда была разрешена после потопа. Причины этого могут быть разными. Есть много объяснений. Лично я думаю, что это допущение, но не идеал, и что это связано с климатом. Не случайно традиционное вегетарианство свойственно религиям Индии. Я думаю, что там климат способствует. Но сейчас в местах с разным климатом есть много возможностей покупать вегетарианскую еду в любое время года. Это преимущество современности, достижение цивилизации. Так почему бы нам не переходить на вегетарианство? Я это сделала (уже года полтора прошло или больше), поэтому пишу. Я не веган, молочные продукты ем, придерживаюсь традиционного вегетарианства. Пользуясь случаем, хочу в период Рождественского поста предложить попробовать пост как практику сострадания к животным. |
Заметка ко дню рождения БуддыСегодня буддисты (в том числе россияне) празднуют день рождения Будды. Буддисты верят, что в этот день Будда не только родился, но и достиг просветления, и в этот же день ушел из мира (в паринирвану). Поздравляю буддистов! Хочу сказать несколько слов о том, что я вижу полезного в буддизме, чему стоило бы поучиться представителям других религий и нерелигиозным людям. Хотя я не могу сказать, что глубоко погружалась в буддизм, но в прошлом, когда "традиционный морализм" консервативного христианства мне опротивел, я читала книги Далай-ламы. Он посвящает много усилий тому, чтоб донести элементарные основы буддизма до светского мира, не призывая при этом всех стать буддистами, но продвигая идеал сострадания и светскую этику. Буддизм, таким образом, оказывается важен не столько набором доктрин, сколько идеей о том, что человек способен рационально понять важность правильного мышления и поведения. Понять это оказывается в состоянии любой человек. Не надо ничего принимать на веру в обязательном порядке. Нужно размышление, анализ и развитие сострадания. В сущности, в этом основа буддизма, которую могут понять не только буддисты, но и все люди. Конечно, многие знают о том, что в буддизме есть практики медитации. На простом уровне любую медитацию в целом можно понять как различные методы достижения спокойствия и сосредоточения. В этом состоянии человек способен более трезво мыслить, правильно понимать и оценивать, что происходит, принимать более верные решения и совершать более верные действия. Так я понимаю смысл медитаций простыми словами. Техники медитации бывают различны и по сути в той или иной мере они присутствуют не только в буддизме, но в разных религиях, в том числе в христианстве. Однако, не всегда христианам хватает рационального осмысления. Часто от церковных людей приходится слышать призывы, что надо делать то или не делать это, потому что так положено: так Бог заповедал или так решила церковная иерархия. Такой подход кажется мне неверным и в современном мире это уже не работает. Люди хотят разумно осмыслить религию и делать то, чего понятен смысл. Вот такому подходу, с моей точки зрения, христианам стоит учиться у буддистов. К этому стремлюсь и я лично. Буд ... Читать дальше » |
На днях я упоминала, что Бога можно воспринимать не только как Отца, но и как Мать, потому что у Него нет биологического пола. Конечно, лучше всего обособлять Бога от любого уподобления человеку. Но безличное Божество это то, к кому или чему сложно личностное обращение. Возможно, по этой причине Бог в Библии открывается посредством различных антропоморфизмов. (В Коране их меньше, и мусульмане этим горды, но все равно некоторые антропоморфизмы там сохраняются). В иудео-христианской культуре сложился мускулинный образ Бога, ассоциированный с Отцом. Учитывая то, что эта традиция имеет многовековую историю, оказывается непросто добавить уподобление Матери. Хотя это возможно, в религиозных кругах встречает сопротивление. Однако, оказывается, что у описания Бога есть женские атрибуты. Самый известный из них - женский род Духа Божия. Хотя в русском языке слово "дух" имеет мужской род, в оригинале на иврите "дух" имеет женский род. Сегодня я обнаружила еще более интересную новость для себя: оказывается, в евангелиях слово "голубь" в текстах о сошествии Духа Святого на Иисуса после крещения тоже имеет граматическую форму женского рода. Это был не голубь, а голубка! Вот что об этом писал покойный священник Георгий Чистяков (RIP): "В Евангелии Дух Божий является не в виде голубя, как сказано в Синодальном переводе, а в виде голубки (в греческом тексте употреблено слово περιστερά – женского рода, и в латинском переводе у блаженного Иеронима то же самое – columba, женского рода). Совершенно ясно, что Дух Божий – רוח אלוהים (Руάх Элόхим) – может быть только женского рода, ибо на иврите это слово – женского рода. Поэтому, когда в греческом тексте Евангелия Дух обозначается существительным женского рода, это как бы продолжение Ветхого Завета, это логически из него вытекает. Это Дух, который мерáх эфόд – «парил над миром», подобно тому, как парит над гнездом голубка. Именно этот глагол мы встречаем в Библии на первых страницах книги Бытие: «И Дух Божий, – сказано в Синодальном переводе, – носился над водою». Глагол эфόд – очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, как птица парит над гнезд ... Читать дальше » |
Почему Пасха важна для христиан? Для нас привычно верить (или хотя бы надеяться) на продолжение жизни после смерти, но, как правило, мы думаем о бессмертной душе. В дохристианские времена у евреев не было ясности о жизни после смерти. Посмертие представлялось туманным. Никакого явно сформулированного учения о рае и аде ветхозаветние тексты не содержат. "Шеол", который переведен как "преисподняя" это не ад в смысле мучений, но некое призрачное, сумрачное, безрадостное существование. Некоторые даже считают, что это просто могила, но я думаю, такое мнение возникло под влиянием современного материалистического мировоззрения. Однако, в любом случае ожидания райской жизни с Богом у ветхозаветних евреев, судя по всему, не было. Ветхий Завет вообще сосредоточен на земных проблемах. (Это, кстати говоря, очень хорошо. Благодаря этому мы понимаем, что вера это не только ожидание чего-то загробного, но и реальная жизнь на земле, к организации которой Бог вовсе не равнодушен, и мы не должны). Но что после смерти? Некоторые ветхозаветние тексты как будто намекают на возможность воскресения из мертвых. Особенно внятно об этом говорится в книге пророка Даниила. Ко времени Иисуса Христа в иудаизме была твердая вера в воскресение, по крайней мере, среди фарисеев. Апостол Павел был фарисеем и после того, как пережил обращение ко Христу как Мессии, связал веру в грядущее воскресение мертвых с воскресеньем Иисуса Христа (см. 1 послание коринфянам, где он посвятил этой теме всю 15-ю главу). В этом тексте мне бы хотелось выделить два важных для традиционного христианства тезиса. 1) Воскресение Христа важно для христиан не само по себе, а как залог будущего воскресения мертвых; 2) Каким было тело воскресшего Иисуса Христа и каким будут тела воскресших. Эти два вопроса помогают понять систему христианского мировоззрения. Речь не идет о сказке об ожившем мертвеце, а об ожидании существенной трансформации или преображения всей вселенной в будущем. Павел утверждает, что Иисус это новый Адам: как из-за греха первого Адама все человечество оказалось подвержено смерти, так благодаря праведности Иисуса ожидается начало новой вселенной. Хотя о вселенной как таковой в этом тексте не сказано, это есть в других текстах. Тот самый "конец света" это не только череда катастроф апокалипсиса, но и появление нового неба и новой ... Читать дальше » |
Завтра наступит пасха по православному календарю. Я размышляла о том, что можно было бы сказать современному человеку на эту тему. Не люблю традиционные фразы, потому что для воцерковленных людей они стали избитыми, а для невоцерковленных людей они просто пусты и в целом богословие древности оторвано от современного мира. Бог потребовал казни Иисуса Христа для того, чтоб простить человечество? Звучит жутко. Неужели Бог не в состоянии простить просто так? Лучше в иудаизме или исламе. Умерший Иисус просто ожил - звучит как сказка. Вознесение на небеса - это куда? Мы же знаем устройство вселенной. Летаем на самолетах и на облаках никого не видим. Гагарин летал в космос и Бога не обнаружил. Понятно, что все это примитивные стереотипы. Конечно, небо стало прочно вошедшим в культуру символом духовных высот. Но это только лишь символ. Бог обитает повсюду, а не на небе. Храмом Бога является не здание, а человек. Сердце человека (не как орган тела, а как духовная сердцевина его существа) должно быть святилищем. Это как раз утверждает христианство после того, как иудаизм утвердил, что есть только один Бог, Творец всей вселенной. Другое важное утверждение христианства: Бог любит всех людей, все человечество, все народы, а не один избранный народ. Для того, чтобы служить Богу, достаточно в Него поверить и любить Его и ближних. Это самое главное, а не обряды и не традиции. Хотя обряды и традиции помогают приучить к вере широкие массы народа, не занятого философскими размышлениями и погружением в богословие, передавать веру из поколения в поколение, внешние религиозные формы это не главное и они различаются у разных народов. Важно задумываться о том, как христианство доносит веру в божественную любовь. Если вспомнить средневековье, инквизицию, сжигание людей на кострах и крестовые походы, то это вновь подтолкнет к мысли, что лучше уж иудаизм или ислам. Ислам в Османской империи, например, был очень прогрессивен в культурном плане, там развивались науки и допускалась веротерпимость. Христианский же мир вытеснил куда-то на задний план весть о любви Бога, создав такую систему, в которой сложно было поверить в любовь, милосердие и прощение. Вспоминается Мартин Лютер, который впадал в депрессию от мысли, что невозможно заслужить спасение и, наконец, решил, что д ... Читать дальше » |
Вчера прочитала публикацию Правмира под заголовком: «Муж жену бьет, Домострой разрешает» — это не христианство. Введение в эту статью: "Сначала один из супругов кричит, часто попрекает куском хлеба, в гневе швыряет на пол посуду, а потом и бьет. Чтобы спасти свою жизнь, от агрессора нужно уйти. Но иногда православные люди боятся — Церковь не одобряет разводов, с экрана протоиерей Андрей Ткачев предлагает «ломать женщину об колено», а где искать помощь — неизвестно. На вопросы наших читателей о домашнем насилии отвечает священник Дионисий Костомаров, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в городе Орел". Внутри публикации предложена ссылка на длинный ролик ютуба, содержащий полную версию этого обсуждения. Сама публикация содержит лишь некоторые части. Мне понравилось то, что говорит этот священник. Конечно, надо учесть, что он обращается к православной аудитории, поэтому, например, заявив, что бить жену не по-христиански, он вынужен расшаркиваться в объяснении, что это его личное мнение, а у Ткачева тоже есть мнение. Вероятно, светский человек может заметить другие спорные моменты. Но в общем и целом месседж этого обсуждения звучит хорошо. В частности, священник упоминал о необходимости обращаться за помощью к обществу в соц сетях и о необходимости, помимо исповеди, обращаться к психологам и психиатрам. Говорил также о воспитании детей. Мне понравилось то, что призывает воспитывать детей с помощью убеждения, а не насилием или криком. Совсем кажется прогрессивным то, что он подводит к тому, что идеально это когда ребенок делает выбор самостоятельно, а не родители ему навязывают это, пусть даже и ненасильственно. Это просто либеральный (в широком смысле слова) месседж. Священник этот молодой и я порадовалась, что в РПЦ происходит некоторый сдвиг среди молодых священников. Хотя я не знаю, много или мало таких священников, но, по-моему, сдвиги действительно происходят. Я думаю, что это поколенческое изменение, хотя наверное играет роль образованность. Данную публикацию Правмира легко найти в интернете по заголовку, приведенному мною в начале этой записи. Ссылка на полную версию в записи на ютубе находится внутри публикации. ... Читать дальше » |