01:28
Путь Санчитананды

Читаю интересную книгу Максима Демченко "Путь Санчитананды". Она рассказывает о католических монахах Анри Ле Со, Жюле Моншанене и Беде Гриффитсе, которые поселились в Индии в поисках сближения христианской и ведантической мистики. Этим уникальным личностям удалось объединить опыт кажущихся столь разными религиозных традиций.  

Короткий отрывок: "... Интересно, что кельтское мироощущение во многом близко к ведантическому: народам кельтской группы удалось сохранить некоторые индоевропейские отличительные черты, утраченные другими с принятием христианства, и одна из этих черт — стремление к осознанию единства всего сущего, которое также лежит и в основе философии адвайты. Средневековые ирландские молитвенники содержат уникальные образцы текстов, представляющих мироздание в виде космического тела Христа:

«Молись через стопы Христа, они белы, как молоко;
Колени Христа крепки, как скалы;
Грудь Христа спокойна, как волна;
Плечи Христа широки, как горные вершины;
Глаза Христа прекрасны, как заходящее солнце;
Волосы Христа вьются, как поток воды;
Перст Христа указующий, как небо;
Молись через Его священную главу!» (Фольклорная гаэльская молитва).

Самая удивительная параллель заключается в мифологической концепции Первого Человека, закланного у истоков творения ради блага Вселенной: изначальная версия этого кельтского мифа не дошла до нас, мы имеем лишь ее отголоски в виде христианских молитв, что же касается ведической версии, то мы встречаем ее в важнейшем для индусов гимне «Пуруша Сукта», который открывается величественным образом Изначальной Личности, Пуруши:

«Пуруша, величайшая личность: тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий — Он неизмерим. Весь мир — Его проявление» («Пуруша Сукта» 1.1).

Далее описывается процесс первичного жертвоприношения, в результате которого появляется мир во всем его многообразии:

«Как же богам удалось разделить Пурушу, и какие формы Он принял? Чем стал Его рот, во что превратились Его руки, и как ныне именуются Его бедра и ступни? Из Его рта произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер вайшьи, а из ступней — шудры. Его ум породил луну, а Его глаза — солнце. Из Его рта родились Индра и Агни, а из Его дыхания — ветер. Его пупок стал пространством, а Его голова — основанием небес. Из Его ступней родилась земля, а из ушей — стороны света. Санкальпой (целью) этого обряда стало сотворение миров» (Там же 1.12.15).

Вполне возможно, что уникальная сохранность этой общеиндоевропейской мифологемы в народной традиции кельтов и их потомков повлияла на мировоззрение Анри Ле Со, и впоследствии он часто обращался к этой теме — жертвоприношение лежит в основе всего сущего: Бог приносит Себя в жертву, и появляется Творение, Творение жертвуется человеку, а человек в лице Иисуса Христа вновь приносит себя в жертву Богу, замыкая, таким образом, космический цикл мироздания. Пуруша стал для Абхишиктананды Космическим Христом «закланным от создания мира», по словам св. Иоанна («Откровение» 3.8)". (Максим Демченко ; — М.: «Ганга», 2008, c. 37-38).

Можно скачать файл этой книги.

Категория: Книги | Просмотров: 342 | Добавил: Klara | Теги: толкования Библии, комментарии Библии, библеистика, переводы Библии, Библия, наука