Христианский универсализм это учение о всеобщем спасении, превозмогающем власть ада силой любви Бога. Помимо книги Андрея Десницкого о научном изучении библейских текстов (о чём я писала в прошлом постинге), я также сейчас начала слушать книгу христианского универсалиста. Это книга Дэвида Бентли Харта, православного богослова, воспитанного в англиканстве, некоторые книги которого уже переведены на русский язык. |
Слушаю в аудиоверсии книгу Андрея Десницкого: Библия: что было «на самом деле»? Она была издана в виде обычной напечатанной книги, в виде электронной книги и аудио. |
Прочла интересную книгу Тауфика Ибрагима "Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки". Книга вышла в издательстве "Медина", где издаётся такого типа литература, затрагивающая вопросы гуманизма в исламе. Вот коротко содержание данной книги: религиозное разнообразие предопределено Богом, нет монополии на истину, возможность признания универсализма (это тема возможности того, что ад не вечен), Коран о Библии, о ведении войн, о перемене религии, о смертной казни. В описании книги сказано, что она: "раскрывает гуманистическое, толерантно-плюралистское учение Корана о религиозном разнообразии, отношении к иноверцам и принципах ведения межконфессионального диалога. Критике подвергаются радикально-экстремистские интерпретации коранических установлений относительно джихада и войны. Вопреки утвердившимся воззрениям, автор показывает, что мусульманское Писание не устанавливает какой-либо меры наказания за перемену вероисповедания и фактически отменяет смертную казнь". При желании можно скачать книгу. Коран на русском языке можно читать в разных переводах. Например, достаточно известен перевод смыслов Корана и комментарии И. В. Пороховой, который, на мой взгляд, в значительной мере ориентирован на людей, не погруженных в ислам. Лучшим изданием Корана на русском языке из всего, ... Читать дальше » |
Читаю интересную книгу Максима Демченко "Путь Санчитананды". Она рассказывает о католических монахах Анри Ле Со, Жюле Моншанене и Беде Гриффитсе, которые поселились в Индии в поисках сближения христианской и ведантической мистики. Этим уникальным личностям удалось объединить опыт кажущихся столь разными религиозных традиций. Короткий отрывок: "... Интересно, что кельтское мироощущение во многом близко к ведантическому: народам кельтской группы удалось сохранить некоторые индоевропейские отличительные черты, утраченные другими с принятием христианства, и одна из этих черт — стремление к осознанию единства всего сущего, которое также лежит и в основе философии адвайты. Средневековые ирландские молитвенники содержат уникальные образцы текстов, представляющих мироздание в виде космического тела Христа: |
На днях прослушала беседу с Сергеем Козиным в санкт-перербургском клубе реформистского иудаизма (через ютуб). Обсуждали книгу "Когда христиане были евреями". Возможно, книги еще нет на русском языке. Нашла в интернете ее оригинальное название: When Christians Were Jews: The First Generation. Автор - Паула Фредрикен ( Paula Fredriksen). Рекомендую эту лекцию тем, кто интересуется иудео-христианскими отношениями и историей. Речь шла о том, что раннее христианство было иудео-христианским и само христианство возникло как течение внутри иудаизма и изначально не было враждебно к евреям. Об Иисусе в обсуждении было немного. Понятно, что говорить об Иисусе с исторической точки зрения непросто. Были различные попытки поисков исторического Иисуса. В беседе пересказывалась собственно книга и больше говорили об историческом фоне. |
3 марта в московском культурном центре "Покровские ворота" прошла официальная презентация русскоязычного перевода энциклики Папы Франциска "Fratelli tutti" ("Все братья"), которая была обнародована в конце прошлого года. Что интересно: русскоязычный перевод был сделан мусульманами (издательским домом "Медина" в сотрудничестве с Международным мусульманским форумом) и опубликован на Рождество. В презентации приняли участие, помимо представителей католичества, представители исламского духовенства, еврейские раввины и представитель РПЦ (а также представители власти и дипломаты). Папа Франциск направил короткое письмо в связи с этим событием. Я прослушала мероприятие в записи на ютубе и оно мне в общем и целом понравилось. Это очень здорово, что представители разных религий готовы назвать друг друга братьями. Понятно, что не все миряне быстро готовы согласиться, но хорошо, что духовенство показывает пример и призывает к этому. Лично для меня здорово звучит то, что мусульмане являются нашими братьями. Мы более-менее привыкли к тому, что наши братья - иудеи. Потому что Библия в части дохристианских книг у нас одна, а Иисус родился в Израиле. Теперь нашими братьями названы мусульмане. Это отлично. Я очень этому рада. Хотя прекрасно знаю, что не все христиане готовы к принятию этой идеи. Но это одна из причин, почему мне ближе католичество, ... Читать дальше » |
На Портале Предание.Ру обнаружился цикл лекций Петра Рябова "Анархия и религия". Прослушала первую лекцию "Христианство и анархизм" и собираюсь слушать другие. Не скажу, чтобы первая лекция была очень подробна в плане разбора различных движений, но автор предупредил, что это общий обзор этой темы и в этом качестве интересно иметь представление. К анархизму, связанному с религией, автор отнес два типа движений. Один тип это собственно религиозные течения, которые отторгают государство и официальную религию. Обычно такие движения относят к сектантству. Но исторически они развиваются неодинаково: одни остаются сильно замкнутыми и отгороженными от мира, другие преобразуются в социально активные. Ко вторым упомянутым можно отнести, например, квакеров (хотя они разнообразны: часть из них остается очень консервативной, в то время как другие достаточно открыты и либеральны). Мне ближе, конечно, современные социально активные движения. Другой тип анархизма, о котором говорит Рябов, это светские люди, которые могут быть вовсе нерелигиозными, но испытывать на себе влияние христианских идей, таких как поиск правды, защита угнетенных и мученичество, которое ассо ... Читать дальше » |
Запись о статье православного палеонтолога А. В. Гоманькова "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение", ссылка на статью и книгу "Библия и природа". На днях мне встретилась статья "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение", автор — А. В. Гоманьков (Правмир, 2010, но это перепечатка, а источник — Журнал МП). Автор является палеонтологом и поддерживает христианский эволюционизм, причем в наиболее близком к материалистической теории эволюции варианте - принимает естественный отбор. Статья описывает разные точки зрения на эволюционизм и критикует как креационизм, поддерживающий буквальное толкование библейской истории сотворения (творение за 6 суток), так и новое течение - альтеризм (мне ранее неизвестное). Я лично привыкла придерживаться теистического эволюционизма в варианте, который проповедовал о. Александр Мень. Этот вариант предполагает, что Бог вмешивался непосредственно в процесс эволюции в некоторые ключевые моменты (такие как начало вселенной, возникновение биологической жизни и появление человека). Также я читала о том, что многие верующие эволюцион ... Читать дальше » |
Одна из лучших статей по теме: Галина Муравник. Человек парадоксальный: взгляд науки и взгляд веры (Новый мир, № 2, 2001). Можно также почитать: о. Александр Мень. В поисках Пути, Истины и Жизни. I том, часть II, глава 5 ("Творение, эволюция, человек"), а также Приложения: "Биологический предок человека", "О Тейяре де Шардене" (это первый том в семитомнике по история религии). Справка по теме Библия и эволюция Учение Библии и естественнонаучный взгляд на возникновение мира и жизни на Земле не стоит противопоставлять друг другу. Согласно Книге Бытия Бог не сотворил мир сразу в готовом виде. Бог последовательно творил свет, твердь небесную, сушу и растительность, светила, рыб и птиц, животных и человека. Ему потребовалось на это шесть периодов, названных "днями", но мы не знаем, как измерить длительность этих дней в известных нам масштабах, ведь и само время было сотворено за эти же дни. Порядок творения вполне соответствует представлениям современной космологии, — считал профессор Ю. А. Шрейдер ... Читать дальше » |
Лекция прочитана в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) в конце 2018 г. Галина Леонидовна Муравник — генетик, старший преподаватель СФИ, преподаватель курсов Биоэтика, Богословие эволюционной биологии. Автор более 50 публикаций по проблемам биоэтики, эволюции живого, происхождения жизни и человека, гармонизации современного естественно-научного знания и христианского учения о человеке. В начале этого ролика — небольшое введение. Лекция как таковая начинается на 6-й минуте 20-й секунде этого ролика. |