Жизнь и поучения Исаака Сирина

Исаа́к Си́рин (Сирянин, Сириянин) Ниневи́йский — великий христианский писатель-аскет, жил в Сирии в VII веке. Оставил много сочинений на сирском языке. Содержание всех его поучений — анализ разнообразных состояний праведности и греховности и способов христианского исправления и самоусовершенствования.

Биография

О земной жизни преподобного Исаака Сирина известно очень мало. Из немногих источников можно узнать, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии. Учёность и подвижнический образ жизни выделяли братьев среди других, так что им предлагалось руководить монастырём. Преподобный Исаак не желал этого и стремился к безмолвию, отчего ушёл из монастыря в затвор. Брат пытался убедить его вернуться обратно в обитель, но тот не хотел. В дальнейшем, когда о святой жизни преподобного Исаака стало широко известно, он всё же стал епископом города Ниневии, получив сан в монастыре Беф-Абе от патриарха Георгия. Однако, видя неправедную жизнь жителей города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их. Кроме того, он тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это настолько тяготило святого, что он оставил епископство и удалился в скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор). Там он жил до конца своей земной жизни, достигая высокого духовного уровня. Известно также, что в конце жизни преподобный ослеп, и его ученики записывали с его слов наставления.

Избранные наставления святого Исаака Сирина о сострадании и любви

«Как одна песчинка не равна по весу множеству золота, так и обращенное к Богу требование справедливости несравнимо с его состраданием. Прегрешения всякой плоти подобны горсти песка в сравнении с безмерным морем провидения и милосердия Божия. Как преизобильный источник нельзя заградить горстью праха, так сострадание Творца не может быть побеждено лукавством тварей». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 58-й трактат).

«Брат, я советую тебе: пусть сострадание твое склоняет чашу весов вплоть до того, как почувствуешь в сердце твоем сострадание, которое Бог испытывает к миру». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 34-й трактат).

«Таков признак, по которому узнают достигших совершенства: если бы и десять раз на дню ввергали их в огонь за любовь к людям — и тогда не насытились бы. Об этом Моисей говорил Богу: Господи, прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32,32). О том же говорит и блаженный Павел: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих (Рим. 9,3) … И прежде всего Сам Господь Бог, из любви к творению, отдал собственного Сына на смерть крестную. … Так святые… подобные Богу, на все простирают преизобилие своей любви». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 81-й трактат).

«Позволь преследовать себя, но сам не преследуй.
Позволь распять себя, но сам не распинай.
Позволь оскорбить себя, но сам не оскорбляй.
Позволь клеветать на себя, но сам не клевещи…
Радуйся с теми, кто радуется, плачь с теми, кто плачет. Таков признак чистоты.
Страдай с болящими; скорби с грешниками; радуйся с кающимися будь другом всем. Но в духе твоем оставайся одинок…
Набрось покрывало на впавшего в грех и прикрой его. И если не можешь взять на себя его прегрешение и понести стыд и кару вместо него, то [хотя бы] не забывай его». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 58-й трактат).

«Не доискивайся, достоин он или недостоин. Пусть для тебя все люди будут равны, тогда и недостойных ты можешь привлечь к добру… Господь вкушал пищу за одним столом с мытарями и блудницами. Он не удалял от Себя недостойных, и таким образом привлекал всех… Поэтому уравнивай всех людей, даже неверных и убийц, деланием добра и оказанием чести и в каждом умей видеть твоего брата по естеству, даже если он по незнанию уклонился от истины». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 23-й трактат).

«Вопрос: каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты?
Ответ: когда он считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и оскверненным, — тогда он поистине чист сердцем…» (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 85-й трактат).

И, наконец, самое известное изречение святого Исаака Сирина о сострадании ко всем живым существам:

«Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу… И что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу». (Исаак Сирин. Аскетические трактаты, 81-й трактат).

Другой вариант перевода:

«Что такое, говоря кратко, чистота? Это сердце, сострадающее всему тварному естеству. А что такое сострадающее сердце? Сказано: Это сердце, пылающее любовью ко всему творению: к людям, птицам, животным, демонам, ко всякой твари. Когда человек думает о них и видит их, из глаз его струятся слёзы. Это сострадание столь сильно, столь необоримо... что сердце разрывается при виде зла и страдания, испытываемого самой ничтожной тварью. Вот почему такой человек слезно молится всякий час и о зверях, и о врагах истины и всех, вредящих ему, чтобы они были сохранены и прощены. Он молится даже о змеях, в безмерном сострадании, поднимающемся в сердце его, по образу Божию». (Цитата из русскоязычного издания книги Оливье Клемана «Истоки»).

См. далее: святой Франциск Ассизский (Житие и "Цветочки")