Почему Пасха важна для христиан? Для нас привычно верить (или хотя бы надеяться) на продолжение жизни после смерти, но, как правило, мы думаем о бессмертной душе. В дохристианские времена у евреев не было ясности о жизни после смерти. Посмертие представлялось туманным. Никакого явно сформулированного учения о рае и аде ветхозаветние тексты не содержат. "Шеол", который переведен как "преисподняя" это не ад в смысле мучений, но некое призрачное, сумрачное, безрадостное существование. Некоторые даже считают, что это просто могила, но я думаю, такое мнение возникло под влиянием современного материалистического мировоззрения. Однако, в любом случае ожидания райской жизни с Богом у ветхозаветних евреев, судя по всему, не было. Ветхий Завет вообще сосредоточен на земных проблемах. (Это, кстати говоря, очень хорошо. Благодаря этому мы понимаем, что вера это не только ожидание чего-то загробного, но и реальная жизнь на земле, к организации которой Бог вовсе не равнодушен, и мы не должны).
Но что после смерти? Некоторые ветхозаветние тексты как будто намекают на возможность воскресения из мертвых. Особенно внятно об этом говорится в книге пророка Даниила. Ко времени Иисуса Христа в иудаизме была твердая вера в воскресение, по крайней мере, среди фарисеев. Апостол Павел был фарисеем и после того, как пережил обращение ко Христу как Мессии, связал веру в грядущее воскресение мертвых с воскресеньем Иисуса Христа (см. 1 послание коринфянам, где он посвятил этой теме всю 15-ю главу).
В этом тексте мне бы хотелось выделить два важных для традиционного христианства тезиса. 1) Воскресение Христа важно для христиан не само по себе, а как залог будущего воскресения мертвых; 2) Каким было тело воскресшего Иисуса Христа и каким будут тела воскресших. Эти два вопроса помогают понять систему христианского мировоззрения. Речь не идет о сказке об ожившем мертвеце, а об ожидании существенной трансформации или преображения всей вселенной в будущем.
Павел утверждает, что Иисус это новый Адам: как из-за греха первого Адама все человечество оказалось подвержено смерти, так благодаря праведности Иисуса ожидается начало новой вселенной. Хотя о вселенной как таковой в этом тексте не сказано, это есть в других текстах. Тот самый "конец света" это не только череда катастроф апокалипсиса, но и появление нового неба и новой земли. Это можно понимать и как изменение нашего мира, и как сотворение нового мира. Однако, с научной точки зрения земля не вечна. Есть теории, которые позволяют буквально понимать слова послания Петра "земля и все дела на ней сгорят" (погуглите, если интересно "когда сгорит земля"). Но есть и другие предположения о конце жизни на земле (погуглите "как и когда исчезнет жизнь на земле").
Христиане верят в вечную жизнь, и это жизнь совершенно другого качества, чем нынешняя. По словам Павла, Иисус это первенец из умерших, кто вошел в эту вечную жизнь. Павел пишет, что так же воскреснут верующие. Это воскресение повлечет за собой изменение во всем мире, потому что последствия греха Адама будут уничтожены полностью. Это важный момент христианской веры: недостаточно только того, чтоб праведники попадали в рай после смерти, но должны воскреснуть тела и измениться (преобразиться или заново создаться) вся вселенная.
Воскресение тела это не просто оживание мертвецов. Павел подробно описывает, в каком теле будут воскресшие: "есть тела душевные и тела духовные", тело Адама он называет "душевным" и "перстным", а Иисуса называет "дух животворящий". Иными словами, речь идет о том, что тела после воскресения имеют духовную природу. Они другие, а не такие же, как сейчас. Некоторым сложно это понять и они полагают, что это просто бессмертие души. Но вера всех трех монотеистических религий (христианства, иудаизма и ислама) утверждают воскресение именно тел, хотя это и нельзя понимать натуралистично. На одном из сайтов иудеев я прочитала, что достаточно одной клетки ДНК для того, чтоб восстановить тело человека. Это такая научная попытка обосновать воскресение тела именно физически. Не буду гадать, насколько это возможно, но в христианстве в любом случае речь идет не об обычном биологическом теле.
Что произошло с Иисусом в день воскресения, мы не можем знать, потому что речь идет не о естественном событии. Иисус мог проходить сквозь стены, согласно евангелию, что подтверждает духовную природу нового тела. Так же можно понять и вознесение на небеса: конечно, это не перемещение в пространстве вверх куда-то за облака.
Я приведу две цитаты современных теологов о воскресении. Джон Шелби Спонг (известный англиканский либеральный епископ в отставке), отвергая натуралистичное воскресение, пришел к мысли: «Я не думаю, что воскресение имеет что-либо общее с физическим возвращением к жизни. Я думаю, что оно означает, что жизнь Иисуса была возвышена в жизнь Бога, не в пределах жизни этого мира, и что это его присутствие, не его тело, было явлено верным свидетелям».
С точки зрения традиционного христианства в этих словах можно увидеть отрицание телесности воскресения. Но если речь идет о духовном теле, то понятно, что это не просто физическое возвращение к жизни.
Известный католический либеральный богослов Канс Кюнг (который покинул наш мир 6 апреля этого года, RIP) писал так: «С самого начала вера христиан, которую они черпали из духовного опыта, заключалась в том, что смерть Иисуса не была концом. Под «воскресением» понимается не история о воскресшем мертвеце, а пасхальная Весть о том, что Иисус с Господом, что он не ушёл в ничто, а вновь родился в действительную действительность. То есть речь идёт не о продолжении жизни и возвращении Иисуса в наш пространственно-временной мир. Это быстро обросшее легендами «воскресение» есть подтверждённое свидетельством мучеников вступление Его в вечную божественную жизнь, которая превыше всех человеческих представлений».
Далее Гюнг говорит о влиянии этого понимания на христиан: Иисус становится «олицетворением христианской модели жизни». «Христианская жизнь — это жизнь в духе Христа. Жизнь в духе Христа и есть продолжение Его жизни». Кюнг говорит, что дух Христа «даёт новую мотивацию», которая выражается в стремлении к бескорыстной помощи людям, борьбе с несправедливостью, воодушевлении на новые действия, связанные со «свидетельством гуманности, очеловечения человека и человеческого общества»
Такие трактовки, конечно, оставляют открытым вопрос, что именно произошло с телом Иисуса. У иудеев также оставался открытый вопрос о том, что произошло с телом Моисея (см. Иуд. 1:9), хотя о нем не утверждается воскресение из мертвых. Это просто тайна. Традиционно христиане верят в телесное воскресение Иисуса, но при этом тело Иисуса становится совершенно другим. |