"Жены ваши в церквях да молчат" (1 Кор. 14:34-35) — разные точки зрения о тексте
Второй текст послания коринфянам апостола Павла о женщинах, интерпретации которого вызывают споры, находится в 14-й главе 1-го Послания Коринфянам (о первом тексте см. статью: 1-е Послание Коринфянам 11:3-16). Синодальный перевод этого (второго) текста таков: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35).
Этот текст расположен в главе, большая часть которой посвящена вопросу организации богослужения ранней христианской общины, в которой проявлялись экстатические состояния, такие как глосоллалия и пророчества, что апостол Павел называет духовными дарами. Главной целью написания этой главы, исходя из ее общего содержания, была необходимость поддержания порядка во время богослужения, в котором царили спонтанные и неупорядоченные действия и звуки. Два вышеупомянутых стиха этой главы призывают к молчанию женщин, а остальной текст главы посвящен соблюдению порядка во время вдохновенных молитв и пророчеств. Понятые прямо и буквально слова о молчании женщин вступают в противоречие со сказанным апостолом Павлом в одиннадцатой главе того же послания о том, что женщины могут молиться и пророчествовать (находясь при этом под покрывалом). Существует несколько точек зрения, объясняющих значение слов о молчании женщин.
Библия и патриархат
Консервативная трактовка
Согласно наиболее консервативной трактовке, распространенной в настоящее время в самой консервативной части протестантизма, призыв к молчанию женщин во время богослужений означает, что они не должны проповедовать. Патриархальные комментарии, как протестантские[1], так и православные[2], связывают такой запрет с текстом от лица Бога о Еве после грехопадения: «к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою», что, по мнению комментаторов старой патриархальной традиции, означает, что Бог повелел женам подчиняться мужьям, но это подчас воспринимается расширительно: как повеление женщинам подчиняться мужчинам.
Согласно распространенной в прошлые века патриархальной интерпретации, обучение женщинами мужчин противоречит Божественному установлению[3] или даже противоречит природе женщин. Причем в прошлые века такие представление в протестантской культуре распространялись не только на церковные богослужения, но и на светскую деятельность. К примеру, один из главных лидеров реформации Жан Кальвин (XVI век) писал: «Действительно, везде, где уважалась природная благообразность, женщин во все века отстраняли от общественного управления. Да и всеобщий здравый смысл диктует нам, что женовластие порочно и постыдно. Больше того, когда в Риме им было позволено выступать в суде, наглость Каии Афрании привела к тому, что вскоре им это запретили. Но довод апостола весьма прост. Власть учить чужда женской природе, поскольку, если женщина учит, она, вопреки положенному ей подчинению, руководит всеми, и в том числе мужчинами»[4].
Современный взгляд на патриархат
По мнению многих современных богословов, господство мужчины над женщиной, упомянутое в библейской истории грехопадения, явилось отнюдь не установлением Бога, а одним из последствий грехопадения, связанных с разрушением гармонии сотворенного мироздания. К примеру, о последствиях грехопадения говорит Катехизис католической церкви: «Писание показывает трагические последствия этого первого непослушания. Адам и Ева сразу утратили благодать первозданной святости. … Гармония, в которой они пребывали, установленная благодаря первозданной праведности, разрушена; власть духовных свойств души над телом разбита; союз мужчины и женщины подвергнут раздорам; их отношения будут отныне отмечены похотью и властолюбием. Гармония с сотворенным миром разорвана…»[5].
Иисус Христос, согласно традиционному христианскому богословию, исцеляет человечество от последствий первородного греха. Распространяясь на разные сферы жизни, это исцеление затрагивает также отношения между полами. Поэтому, по мнению многих современных богословов, Иисус Христос упраздняет патриархат как искажение человеческих отношений, делая женщин и мужчин равными, что отражено в послании Галатам словами: «нет ни мужского пола, ни женского»[6].
Однако, церковь, находясь в рамках земной культуры, не сразу в полной мере осознает и воплощает идеал равенства, из-за чего в христианской традиции сохраняются патриархальные представления, как и принятие социального неравенства в целом, хотя и смешанные с эгалитарными идеями, которые часто относились богословами на уровень духовной жизни: перед Богом все равны. По мнению ряда современных исследователей, апостол Павел в определенной мере выражал как эгалитарные, так и патриархальные взгляды своего времени[6], что отразилось в его текстах, которые следует интерпретировать в контексте культуры и истории[7][8].
Современные трактовки
Существует другая распространенная в современном протестантизме трактовка слов апостола Павла, помимо трактовки о том, что этот текст запрещает женщинам проповедовать. Согласно альтернативной интерпретации, апостол Павел писал не о запрете проповедовать, поскольку проповедь, вдохновленная Богом, представляет собой форму пророчества (библейское пророчество это не только предсказания будущего, но и наставления разного рода). По мнению некоторых сторонников такой интерпретации, женщины могут проповедовать в церкви, но не занимать руководящей роли пастора. Однако, во многих современных протестантских церквях традиция запрета женщинам занимать лидирующее положение в церкви также рассматривается как устаревшее проявление патриархата и отменена.
В качестве аргумента в пользу того, что женщина может выступать в роли духовного пророка и лидера, богословы приводят примеры таких библейских героинь как Мариам (сестра Моисея), особенно Девора, бывшая судьей Израиля, и некоторые другие. В книге Деяний апостолов цитируются слова пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши … и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:17-18, Иоил. 2:28-29). Согласно учению церквей, допускающих проповедническое или пасторское, либо священническое служение женщин, данный текст утверждает равенство полов в духовных служениях, включая провозглашение Божьего слова[9], а текст апостола Павла о молчании женщин интерпретируется в другом значении (о чем скажем далее).
Интерполяция
По мнению некоторых исследователей, текст о молчании женщин в церкви является поздней интерполяцией. Апостол Павел писал, что женщины могут пророчествовать в церкви (1 Кор. 11:5), поэтому некоторые исследователи полагают, что слова о молчании не принадлежат апостолу, а являются более поздней вставкой[10][11][12]. В пользу этой гипотезы исследователи приводят анализ интонаций текста, но аргументом против этого предположения служит тот факт, что не существует древних рукописей, в которых бы этот пассаж отсутствовал. Однако, существуют рукописи, где этот текст помещен в конец главы[12], словно нечто сомнительное или не очень уместное в контексте. В современном переводе Библии на английский язык New Revised Standard Version этот текст заключен в скобки.
Опровержение цитаты
По мнению ряда других исследователей, отрывок о молчании женщин является цитатой высказывания коринфских христиан, которое Павел привел не для того, чтоб подтвердить, а для того, чтоб опровергнуть это. С точки зрения авторов такой интерпретации, опровержением утверждения коринфских христиан являются слова: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?», подразумевая экспрессивную реплику наподобии «вздор!», «чушь!», «чепуха!» и «ничего подобного!». Такая трактовка упомянута как наиболее правдоподобная, к примеру, в комментариях Новой Женевской Библии[10].
Обсуждения во время богослужений
Ряд толкователей рассматривают требование молчания женщин в контексте всей главы, которая посвящена соблюдению порядка во время богослужений. По мнению этих исследователей, апостол Павел запретил женщинам не проповедовать, а разговаривать во время богослужений. В рамках такой трактовки некоторые библеисты полагают, что речь идет об обсуждении проповедей[13] или пророчеств[11] прямо во время богослужения. В пользу данного предположения могут рассматриваться слова: «пусть спрашивают мужей своих дома» (то есть: пусть ведут обсуждение не во время богослужения, а после, когда вернутся домой).
По мнению некоторых интерпретаторов, апостол Павел мог написать эти слова из-за того, что в коринфской церкви на богослужениях мужчины и женщины размещались отдельно друг от друга, подобно тому, как это принято в ортодоксальном иудаизме в синагогах. Мужчины и женщины могли находиться в разных секторах здания. Например, в прошлом в православных храмах существовала традиция разделения на мужскую и женскую половины. Женщины и мужчины становились по разные стороны от прохода к алтарю, что было предписано древними канонами под влиянием ближневосточной культуры, но в настоящее время эта практика соблюдается редко. По мнению некоторых исследователей, в коринфской церкви между мужчинами и женщинами могла даже находиться перегородка, которая встречается в синагогах под названием «мехица». В случае верности таких предположений апостол Павел велел женщинам не создавать шум, обращаясь к мужьям, которые находились на отдалении от них или даже за перегородкой[13]. Современное издание Нового Завета Давида Стерна (смысловой перевод, созданный для евреев мессианской общины) значение данного текста передает таким образом: «пусть жёны молчат во время собрания; им не позволяется громко говорить» (34 стих) и «для женщины непристойно громко разговаривать во время собрания» (35 стих)[13].
Пустая болтовня
По мнению других толкователей, текст апостола Павла подразумевает запрет пустой болтовни. Подобная трактовка затрагивалась в традиционном богословии. Так, Иоанн Златоуст в толковании данного текста писал: «Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы». Такая трактовка сама по себе могла подразумевать проблему конкретной коринфской общины, в которой присутствовало много беспорядка во время богослужений. Однако, патриархальные установки святоотеческого и средневекового периодов имели тенденцию к принижению женщин в целом. Тот же Иоанн Златоуст в толковании этого текста писал: «жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей»[2].
Историческая критика
Современные интерпретаторы, использующие методы исторической критики, рассматривают текст апостола Павла как обращение к конкретной христианской общине в условиях древнего мира. Например, пресвитерианский богослов Уильям Баркли, комментируя текст апостола Павла, пишет:
«Не было еще человека, который бы перерос век, в котором он жил, или общество, в котором он вырос. Павел, в своей концепции о месте женщины в Церкви, оставался верным идеям своего времени, с которыми он прожил всю жизнь.
Мы уже говорили о низком положении женщины в древнем мире. Представитель греческого мира Софокл сказал: «Молчание прилично женщине». Женщины, если они не были очень бедны или распущены, вели в Греции очень замкнутую жизнь. Иудеи еще менее ценили женщину. Среди афоризмов раввинов было много таких, которые говорят о месте женщины в иудейском мире: «Обучать женщину закону, то же, что учить ее безбожию». Или «учить женщин закону, это все равно, что бросать жемчуга пред свиньями». В перечне мировых язв Талмуд приводит «болтливую и назойливую вдову и девицу, растрачивающих время в молитвах». Запрещалось говорить с женщинами на улице. «Не следует просить женщину об услуге или приветствовать ее».
Для такого общества написал Павел приведенные выше строки. По всей вероятности Павла более всего волновала проблема слабости моральных устоев в Коринфе и забота о том, чтобы не было допущено то, что навлекало бы подозрения на еще неокрепшую церковь. Было бы, несомненно, неправильно читать эти слова вне исторического контекста и рассматривать их как универсальное правило для церкви»[8].
Брюссельское издание Библии (под редакцией преимущественно католических библеистов) в комментарии текста о молчании женщин утверждает: «В отличии от сказанного здесь, в гл. 11:5 того же послания женщинам дозволяется пророчествовать; это еще раз показывает, что данное запрещение, связанное с обычаями того времени, имеет относительный характер»[7].
Католические взгляды
Учение католической церкви не разделяет представление консервативной части протестантизма о том, что женщина принципиально не должна выступать в роли проповедника или учителя из-за того, что она не может учить мужчин. Четыре выдающиеся и канонизированные святыми женщины были причислены к рангу Учителей католической церкви: Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза из Лизье и Хильдегарда Бингенская.
Хотя женщины не могут проповедовать во время мессы, католические каноны относят это ко всем мирянам, независимо от пола, что связано с представлением о сакраментальности священства. Однако, вне совершения таинства женщины в католичестве могут проповедовать и учить как женщин, так и мужчин. В 2016 году авторитетное издание Ватикана «Римский обозреватель» (L’Osservatore Romano) выпустило серию комментариев о том, что миряне, в том числе женщины, должны получить возможность проповедовать во время мессы, хотя это противоречит церковным канонам[14][15]. (Тема отношения к женскому священству в различных христианских церквях выходит за рамки данной статьи и должна рассматриваться отдельно).
Список литературы
[1] Например: Уильям МакДональд. Библейские комментарии верующих (William MacDonald. Believers Bible Commentary. (Уильям МакДональд (1917-2007) — евангелистский богослов консервативного движения Плимутские братья)
[2] Толкования Иоанна Златоуста на Первое послание апостола Павла к Коринфянам (Беседа 37)
[3] Мэтью Генри. Толкование Ветхого и Нового Заветов (Matthew Henry. Exposition of the Old and New Testaments, в шести томах. (Мэтью Генри (1662-1714) — английский пресвитерианский священнослужитель)
[4] Толкования Жана Кальвина на Первое послание апостола Павла Коринфянам. — «Евангелие и Реформация», 2012
[5] Катехизис католической церкви, 399-400
[6] Фьоренцо Эмилио Реати. — «Бог в XX веке: Человек — путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века)» — Пер. с итальянского Ю.А.Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002, с. 175-176 (глава Феминистская теология)
[7] Комментарии Брюссельского издания Библии («Жизнь с Богом», 1989)
[8] Комментарии Нового Завета Уильяма Баркли (Daily Study Bible, шотл. изд. 1952-1958, русс. изд. 1985). (Уильям Баркли (William Barclay, 1907-1978) — священник Церкви Шотландии, профессор богословия и библейской критики Университета Глазко)
[9] Например: The Ordination of Women. By The Rev. Dr. Steve Harper Dean, Asbury Theological Seminary, Orlando (web-site The United Methodist Church)
[10] Комментарии Новой Женевской учебной Библии (New Geneva Study Bible, изд. 1995; Reformation Study Bible, изд. 1998)
[11] Новый библейский комментарий (Gordon J., Wenham, J. Alec Motyer, D.A. Carson, R. T. France. New Bible Commentary. — IVP Academic, 1994)
[12] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)
[13] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету Давида Стерна (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992). (Давид Стерн, David H. Stern, род. 1935) — мессианский еврейский богослов американского происхождения, проживающий в Израиле)
[14] In Vatican newspaper, theologians reflect on women preaching at Mass (Catholic News Service, 3.4.2016)
[15] Vatican newspaper essays say women should preach at Mass (Religion News Service, March 2, 2016)
[16] См. также также статью Women in Ministry: 1 Corinthians 14:33-35 (из серии Women in Ministry) блога Nathan C Morales (gospelgeeks.net)
Елена Преображенская (с), 28 октября 2019
|