Размышление из серии недогматического прочтения Евангелия
Евангелие от Луки, 19:1-10
Путешествуя по дорогам Израиля, странствующий проповедник Иисус зашёл в город Иерихон. Как и повсюду в других местах, молва о его появлении опережала его, и любопытствующий народ собирался, чтобы поглядеть на него. Среди народа находился человек по имени Закхей. Он был начальником сборщиков налогов, как и другие представители этого ремесла, обогатившийся не только честными, но и нечестными путями. Люди не любили сборщиков налогов за то, что те обирали их, и за то, что те делали это в пользу казны иноземных эксплуататоров.
Услышав весть о появлении известного учителя, о котором некоторые поговаривали, что он и есть обещанный через пророков Мессия, Закхей захотел также посмотреть на него. Однако его ждало разочарование: имея от природы небольшой рост, он не мог ничего увидеть за толпой любопытствующих. Всеобщее оживление и ажиотаж ещё больше подстегнуло его желание, и он, забежав вперёд, как мальчишка влез на дерево. Вероятно, в это время в его душе всколыхнулись все те экзистенциальные вопросы, которые в большей или меньшей мере беспокоят каждого человека в определённые жизненные моменты. И вот, наконец, он увидел приближающегося учителя...
Окружённый множеством народа, Иисус имел все шансы не обратить на него никакого внимания. Однако, вопреки вероятности, Иисус всегда умел замечать в толпе людей, которые по-особенному проявляли к нему интерес. Вот и сейчас он увидел человека, взобравшегося на дерево, и остановился подле него. "Спускайся, — крикнул Иисус Закхею, — Я бы хотел пообщаться с тобой в твоём доме".
Обрадованный Закхей тотчас слез с дерева и поспешил проводить Иисуса к себе в гости. В этот момент произошла чудесная психологическая встреча двоих: интерес Закхея к учителю вызвал отклик, на который Закхей даже не мог надеяться: Иисус не только заметил его, но и оценил его пылкое желание этой встречи. Иисус вошёл в дом Закхея, несмотря на ту ненависть, которую питал народ к представителям его ремесла.
Вновь и вновь описывает Евангелие многочисленные примеры того, как Иисус пренебрегал сложившимися стереотипами, устоявшимися правилами и обычаями. Вновь и вновь Иисус проявлял интерес и внимание к тем, к кому общество относилось с презрением. Вновь и вновь он доказывал своими поступками, что принятия достоин каждый, и что это принятие не должно быть основано на каких бы то ни было требованиях. Поступая подобным образом, он учил людей, что именно так относится Всевышний Бог к каждому человеку. Но вновь и вновь религиозный мир, который как тогда, так и сейчас по сути своей не меняется, хотя и принимает разные внешние формы, демонстрировал глухоту и слепоту в отношении послания Иисуса. Всевышний принимает лишь тех, кто вписывается в соответствующие положенные нормы и правила, он не может любить тех, кто эти правила нарушает, — таким было и остаётся кредо религиозного мира.
Не какие-то отдельные представители религиозного общества, а все начали роптать на Иисуса за то, что он вошёл в близкое общение с грешным человеком. Такую характеристику, как в этом случае, даёт и в других многочисленных случаях евангельский текст религиозному миру. В религии нет любви. В религии господствует лишь кодекс правил, однозначно и безжалостно осуждающий тех, кто не соответствует этим правилам. Но все эти правила Иисус перечёркивает одним махом, принимая того, кого принимать не следует. И это принятие исцеляет страдающую душу, освобождая её от зла.
"Господин! — воскликнул Закхей, когда Иисус вошёл в его дом, — половину всего того, что я нажил, я отдам бедным. А тем, кого обидел, воздам ущерб вчетверо". Иисус не просил его об этом. Иисус не учил его, как ему следует поступать. Иисус не обвинял его в плохих деяниях, не осуждал его грехи. Иисус принял его таким, каким он был, не занимаясь морализаторством и нравоучениями. Иисус нарушил религиозную догму и этим пробудил душу Закхея.
Ощутив к себе любовь, Закхей почувствовал потребность проявлять любовь к другим людям. В этом психологическом переживании, в этом нравственном прозрении и заключалось то спасение, которое хотел подарить ему и всем остальным Иисус. Это спасение подразумевало не рай после смерти, а обновление жизни здесь и сейчас. Это спасение не было чем-то мистическим и сверхъестественным. Оно было вполне земным и вполне естественным: Закхей пробудился к новой жизни, он вышел за пределы обыденного человеческого эгоизма, увидев и пережив на себе сострадание праведника, который не превозносился над грешником и не осуждал его.
И Иисус объявил религиозному миру: "Сейчас к этому человеку пришло спасение: он пробудился, чтобы пойти по пути любви, и этим показал, что является сыном праведного Авраама. Вот для чего я пришёл в этот мир: чтобы найти гибнущих от ожесточения и спасти их любовью". Но религиозный мир не услышал Иисуса. Религиозный мир отказался верить, что Всевышний Бог принимает всех без каких бы то ни было условий и ограничений: так, как это продемонстрировал Иисус.
Елена Преображенская (с)
Евангельский текст в синодальном переводе: В то время: Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.
|