Размышление к Рождеству

Приветствую всех и поздравляю с наступившим Новым годом и Рождеством! 

Фактически эти два праздника связаны с одним и тем же событием рождения Иисуса Христа, которое влечет за собой новую эру (отсюда отсчет нашей эры от Рождества Христова). Хотя достоверно с исторической точки зрения дата рождения Иисуса неизвестна, традиция связала этот момент с временем зимнего равноденствия. [На иллюстрации: Рождество, худ. Илья Репин, ок. 1890].

Неточность старого календаря в сравнении с астрономическими вычислениями привела к расхождениям, из-за которых в России Рождество отмечается не 25 декабря, а 7 января (не будем забывать, что новый год в этом календаре наступает 13 января, а не 1 января). Многие православные церкви уже давно отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который соответствует григорианскому, вместе с западными христианами в декабре. 

Для нас, однако, важна не столько дата, сколько значение: рождение Иисуса указывает на присутствие Бога в мире. Поэтому одним из имен Иисуса Христа стало имя Эммануила, что означает "С нами Бог". В раннем христианстве не было жесткого догматического богословия и строгих доктрин. Евангелие от Иоанна, наиболее позднее из четырех канонических евангелий, лишь намекает о нисхождении божественного Логоса: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог...". Другой возможный перевод: "Слово было божественным". "... И Слово стало плотью..."

Позднейшее богословие связало текст Евангелия от Иоанна с доктриной о Троице, но эта доктрина оформилась гораздо позднее евангельских текстов. В дальнейшем развитие богословия сопровождалось расколом церквей из-за христологическим споров. Я думаю, что последствием богословской жесткости и ограничений стало также и распространение ислама как религии, не допускающей возможности равных божественных сущностей. (Кого-то радуют богословские границы, кого-то огорчают. Я отношусь к последним. Я думаю, что чем больше возможностей различных трактовок священных текстов, тем больше теологического разнообразия без конфронтаций. К сожалению, история христианства доказывает обратное, и я это считаю печальным). 

Вернусь к теме о Рождестве. Мы часто забываем важные слова, в Евангелии провозглашенные ангелами именно о рождении Иисуса: "слава в вышних Богу и на земле мир..." Иисус несет примирение людей с Богом, последствием чего должно стать примирение людей между собой. Другие слова Евангелия гласят, что "блаженны миротворцы". Никто не может заменить Евангелия мира на евангелие вражды и войны. "Вложи меч твой в ножны, ибо взявший меч мечом погибнет..."

Не потому ли сейчас консервативные политики выступают за мир, что христианство зовет к миру? Признаюсь, подобные размышления навеяло мне избрание Дональда Трампа с его намерением прекратить войны. Гадаю о том, является ли это следствием того, что среди евангеликов, составляющих значительную часть республиканского электората, исторически распространен пацифизм. Конечно, это не общепринято, но исторически ряд конфессий евангельских христиан отрицали служение в армии и присягу, и это стало частью традиции евангельского протестантизма.

Или же желание установить мир становится следствием того, что евангелисты объединяются с консервативными католиками  (к слову сказать, избранный вице-президент Джей Ди Вэнс как раз католик), а католичество в современную  эпоху выступает против войны. Вектор миротворчества был заложен в учение католической церкви уже в середине прошлого века, в эпоху Холодной войны и гонки вооружений, когда Иоанн XXIII издал энциклику Pacem in Terris (пер. с латыни: "Мир на земле").

Скорее всего оба названных фактора (влияние традиции евангельских христиан и учение католичества) играют свою роль в желании Дональда Трампа и других консервативных политиков остановить войны. Не буду углябляться в политику. Мне интересно прежде всего развитие идей, убеждений и их влияние на ход истории и современные события. Об этом можно размышлять много и писать много разного, но сейчас мы празднуем Рождество, и мои мысли обращены прежде всего к смыслу евангельских текстов. 

Итак, рождение Иисуса Христа знаменует собой присутствие Бога с нами. В честь праздника процитирую стихотворение Владимира Соловьева:

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился С-Нами-Бог.

И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.

Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно.
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно.

Да! С нами Бог - не там в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь,- средь суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Категория: Евангелие | Добавил: Klara (Вчера)
Просмотров: 22 | Теги: христианство, евангелизм, Библия, католичество, Евангелие, рождество