Статья «Феминизм и христианство: история и точки соприкосновения» перемещена в блог «Записки бунтаря», где собираются статьи и записи разных лет. Здесь остаются два отрывка и литература. Начало статьи Феминизм является социальным и политическим движением, которое возникло в XIX веке. Идеи, созвучные феминизму, возникали и в более ранние исторические эпохи, позднее получив название протофеминизма. Современный феминизм представляет собой неоднородное движение, которое объединено целью продвижения прав женщин и достижения равенства людей, независимо от пола. Христианские феминистки находят основание этих целей в словах апостола Павла в Послании к Галатам о том, что Иисус Христос упраздняет различия между людьми разных социальных групп, в том числе между женским и мужским полами (Гал.3:28). Сутью этого утверждения является равенство всех людей перед Богом. Причины патриархата Патриархат представляет собой систему неравенства, в которой мужчины доминируют, а женщины им подчинены. Причины патриархата логично искать в естественном распределении ролей первобытного общества и древнего мира: мужчина играет роль охотника и война, а женщине отводится главным образом роль, связанная с воспроизводством потомства. Такое естественное распределение ролей было в значительной мере обусловлено биологическими различиями между полами. В древнем мире, где не было достижений современной цивилизации, физическая сила мужчин и потенциал агрессивности (связанный с уровнем тестостерона), способствовали обладанию привилегиями и обеспечивали власть. По мере развития общества патриархат входит в культуру и закрепляется традициями. С точки зрения современного христианского богословия, неравенство патриархата отражает не божественное установление, а является результатом грехопадения. Такой точки зрения о подчинении женщин мужчинам придерживаются как христианские феминистки, так и многие современные церкви, включая католическую. Патриархат исторически проникает в церковь под влиянием культуры. В ранней христианской церкви роль женщин была значительной (см. как пример статью о роли женщин в апостольский период "Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла"). Когда христианство только зарождалось, для жизни церковных общин большее значение имели спонтанное вдохновение и личная харизма, нежели совершение богослужений, а обряды в то время были минимальными. Такие условия создавали больше возможностей для активности женщин. По мере роста числа христиан и постепенной интеграции церкви в общество должности церковных служителей становились менее харизматичными и более институционализированными, а богослужение утрачивало спонтанность и превращалось в обряд. Укрепление патриархата в церкви можно рассматривать как последствие этих явлений, но патриархат в целом отражал культуру общества. На протяжении веков женщины в христианстве могли в определённой мере преодолевать патриархат посредством мистицизма и аскетизма, включая монашеское безбрачие. В статье изложены ключевые идеи о четырёх волнах феминизма, в том числе такие темы как концепция гендерных различий (как она может использоваться негативным и позитивным образом), представления о женских ценностях, сексуальная революция и её последствия, секс-негативный феминизм, репродуктивные права (что это понятие означает для феминизма и в какой мере воспринимается в разных церквях), поддержка материанства и другие темы. Основным предметом статьи является не просто изложение истории, а ответ на вопрос, каковы общие точки соприкосновения между феминизмом и христианством. Четвёртая волна феминизма (отрывок статьи) Четвёртая волна феминизма наступает в 2000-х годах (некоторые исследователи выделяют её начало около 2012 года) в связи с развитием интернета и активным использованием социальных сетей. Центральными темами повестки дня четвёртой волны стали сексуальные домогательства (харассмент), сексуальное и другие формы насилия в отношении женщин, сексуальная объективация и сексизм. Все эти темы женщины стали поднимать в социальных сетях, рассказывая свои личные истории и обсуждая громкие события, которые освещались в СМИ. В социальных сетях стали выделяться феминистские хештеги. Одним из таких хештегов стал хештег #MeToo (#Я тоже), который превратился в название движения. Хештег указывал на то, что многие женщины пережили негативный опыт сексуальных домогательств или насилия, что они больше не хотят об этом молчать, что они солидарны в осуждении этого, и что они хотят оказать друг другу поддержку. Полный текст статьи можно почитать в блоге. Теология феминизма и христианский феминизм Интересные темы, о которых у меня нет собственных статей (кроме описания современных трактовок Библии в статьях о библейских комментариях). О теологии феминизма можно прочитать главу в книге по истории западного богословия:
Другие ссылки по христианству:
Статьи о феминизме как светском движении:
| |
Категория: История | Добавил: Klara (19.02.2019) | |
Просмотров: 500 | |