Христианство и феминизм

Статья «Феминизм и христианство: история и точки соприкосновения» перемещена в блог «Записки бунтаря», где собираются статьи и записи разных лет. Здесь остаются два отрывка и литература.

Начало статьи

феминизм и христианство: возможно ли совмещение?

Феминизм является социальным и политическим движением, которое возникло в XIX веке. Идеи, созвучные феминизму, возникали и в более ранние исторические эпохи, позднее получив название протофеминизма. Современный феминизм представляет собой неоднородное движение, которое объединено целью  продвижения прав женщин и достижения равенства людей, независимо от пола. Христианские феминистки находят основание этих целей в словах апостола Павла в Послании к Галатам о том, что Иисус Христос упраздняет различия между людьми разных социальных групп, в том числе между женским и мужским полами (Гал.3:28). Сутью этого утверждения является равенство всех людей перед  Богом.

Причины патриархата

Патриархат представляет собой систему неравенства, в которой мужчины доминируют, а женщины им подчинены. Причины патриархата логично искать в естественном распределении ролей первобытного общества и древнего мира: мужчина играет роль охотника и война, а женщине отводится главным образом роль, связанная с воспроизводством потомства. Такое естественное распределение ролей было в значительной мере обусловлено биологическими различиями между полами. В древнем мире, где не было достижений современной цивилизации, физическая сила мужчин и потенциал агрессивности (связанный с уровнем тестостерона), способствовали обладанию привилегиями и обеспечивали власть. По мере развития общества патриархат входит в культуру и закрепляется традициями. С точки зрения современного христианского богословия, неравенство патриархата отражает не божественное установление, а является результатом грехопадения. Такой точки зрения о подчинении женщин мужчинам придерживаются как христианские феминистки, так и многие современные церкви, включая католическую. Патриархат исторически проникает в церковь под влиянием культуры.

В ранней христианской церкви роль женщин была значительной (см. как пример статью о роли женщин в апостольский период "Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла"). Когда христианство только зарождалось, для жизни церковных общин большее значение имели спонтанное вдохновение и личная харизма, нежели совершение богослужений, а обряды в то время были минимальными. Такие условия создавали больше возможностей для активности женщин. По мере роста числа христиан и постепенной интеграции церкви в общество должности церковных служителей становились менее харизматичными и более институционализированными, а богослужение утрачивало спонтанность и превращалось в обряд. Укрепление патриархата в церкви можно рассматривать как последствие этих явлений, но патриархат в целом отражал культуру общества. На протяжении веков женщины в христианстве могли в определённой мере преодолевать патриархат посредством мистицизма и аскетизма, включая монашеское безбрачие.

В статье изложены ключевые идеи о четырёх волнах феминизма, в том числе такие темы как концепция гендерных различий (как она может использоваться негативным и позитивным образом), представления о женских ценностях, сексуальная революция и её последствия, секс-негативный феминизм, репродуктивные права (что это понятие означает для феминизма и в какой мере воспринимается в разных церквях), поддержка материанства и другие темы. Основным предметом статьи является не просто изложение истории, а ответ на вопрос, каковы общие точки соприкосновения между феминизмом и христианством.

Четвёртая волна феминизма (отрывок статьи)

Четвёртая волна феминизма наступает в 2000-х годах (некоторые исследователи выделяют её начало около 2012 года) в связи с развитием интернета и активным использованием социальных сетей. Центральными темами повестки дня четвёртой волны стали сексуальные домогательства (харассмент), сексуальное и другие формы насилия в отношении женщин, сексуальная объективация и сексизм. Все эти темы женщины стали поднимать в социальных сетях, рассказывая свои личные истории и обсуждая громкие события, которые освещались в СМИ. В социальных сетях стали выделяться феминистские хештеги. Одним из таких хештегов стал хештег #MeToo (#Я тоже), который превратился в название движения. Хештег указывал на то, что многие женщины пережили негативный опыт сексуальных домогательств или насилия, что они больше не хотят об этом молчать, что они солидарны в осуждении этого, и что они хотят оказать друг другу поддержку.

Движение #MeToo родилось в социальных сетях в 2017 году в связи со скандалом вокруг многочисленных обвинений в сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна, но первое использование этого слогана в таком же значении было сделано в 2006 году чернокожей активисткой Тараной Берк. Когда Берк работала педагогом, 13-летняя девочка рассказала ей о пережитом сексуальном насилии. Берк сама пережила сексуальное насилие в прошлом, но не смогла в тот момент открыть это. Спустя несколько лет Берк создала организацию для поддержки цветных девочек-подростков. В рамках этой организации она запустила кампанию солидарности с жертвами сексуального насилия, использовав слоган MeToo, и заявила о себе как о жертве насилия также. В частности, она создала документальный фильм о жертвах сексуального насилия с таким же названием. Тарана Берк — христианка. Она была католичкой, но разочаровалась в институте церкви, узнав историю поддержки церковью рабовладения, но она осталась верующей в общем смысле слова. По её собственному признанию, примером для неё является Иисус Христос, которого она называет «первым активистом».

Четвёртая волна феминизма уделяет внимание не только сексуальному насилию, но вообще любому насилию в отношении женщин. Христиане не могут не откликаться на акты насилия и, конечно, христианству чуждо одобрение сексуальных домогательств. Четвертая волна феминизма породила немало откликов в христианских церквях по всему миру. Христиане обсуждали, как может быть связана реальность широких масштабов харассмента с сексуальной революцией и бездуховностью, но вместе с этим обнаруживали сексуальные домогательства и даже насилие в своей собственной среде. В социальных сетях вслед за хештегом #MeToo появился аналогичный хештег #ChurchToo, привлекавший внимание к проблеме харассмента и насилия в церковных сообществах.

Полный текст статьи можно почитать в блоге

Теология феминизма и христианский феминизм

Интересные темы, о которых у меня нет собственных статей (кроме описания современных трактовок Библии в статьях о библейских комментариях). О теологии феминизма можно прочитать главу в книге по истории западного богословия:

Другие ссылки по христианству:

  • Ольга Шульман. Иоанн-Павел Второй о достоинстве женщины // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 1. Сборник / Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008. — С. 215—226
  • Папа Римский Франциск. Послесинодальное Апостольское обращение Amoris Laetitia О любви в семье (18 марта 2016). — Издательство Францисканцев, 2016 (темы, имеющие отношение к феминистской повестке, затронуты в некоторых местах этого обращения)
  • Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша // Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011 (статья доступна в интернете)
  • Евгений Кадосов. Человеческий зародыш на ранней стадии. Богословское осмысление (статья была опубликована на портале Кредо, которого сейчас не существует, в настоящее время её можно найти на сайте Миссионерско-образовательного центра Истина и в группе ВК "Православие и мы")
  • Богословие феминизма // Стенли Гренц, Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Пер. Ольги Розенберг. — Черкассы: Коллоквиум, 2011, с. 340-358 

Статьи о феминизме как светском движении:

  • Словарь гендерных терминов. Под ред. А. А. Денисовой. — Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002 (Словарь доступен в интернете по адресу owl.ru/gender/)
  • Наталья Пушкарева. Феминизм // Энциклопедия Кругосвет (статья доступна в интернете и содержит список литературы о феминизме)
  • И. Н. Тартаковская. Феминизм // Большая Российская энциклопедия (статья доступна в интернете и содержит список литературы о феминизме)
  • Анастасия Зотова. Не все хотят снять хиджаб и строить карьеру: что такое постколониальный феминизм // Forbes (Forbes Woman), 8 декабря 2022 (статья доступна в интернете, советую прочитать)

Категория: История | Добавил: Klara (19.02.2019)
Просмотров: 493 | Теги: христианство и феминизм, феминизм, история