Краткий обзор истории феминизма и христианские отклики
Феминизм является социальным и политическим движением, которое возникло в XIX веке. Идеи, созвучные феминизму, возникали и в более ранние исторические эпохи, позднее получив название протофеминизма. Современный феминизм представляет собой неоднородное движение, которое объединено целью продвижения прав женщин и достижения равенства людей, независимо от пола.
Христианские феминистки находят основание этих целей в словах апостола Павла в Послании к Галатам о том, что Иисус Христос упраздняет различия между людьми разных социальных групп, в том числе между женским и мужским полами (Гал.3:28). Сутью этого утверждения является равенство всех людей перед Богом.
Причины патриархата
Патриархат представляет собой систему неравенства, в которой мужчины доминируют, а женщины им подчинены. Причины патриархата логично искать в естественном распределении ролей первобытного общества и древнего мира: мужчина играет роль охотника и война, а женщине отводится главным образом роль, связанная с воспроизводством потомства. Такое естественное распределение ролей было в значительной мере обусловлено биологическими различиями между полами. В древнем мире, где не было достижений современной цивилизации, физическая сила мужчин и потенциал агрессивности (связанный с уровнем тестостерона), способствовали обладанию привилегиями и обеспечивали власть. По мере развития общества патриархат входит в культуру и закрепляется традициями. С точки зрения современного христианского богословия, неравенство патриархата отражает не божественное установление, а является результатом грехопадения. Такой точки зрения о подчинении женщин мужчинам придерживаются как христианские феминистки, так и многие современные церкви, включая католическую. Патриархат исторически проникает в церковь под влиянием культуры.
В ранней христианской церкви роль женщин была значительной (см. как пример статью о роли женщин в апостольский период "Женщины-служительницы в посланиях апостола Павла"). Когда христианство только зарождалось, для жизни церковных общин большее значение имели спонтанное вдохновение и личная харизма, нежели совершение богослужений, а обряды в то время были минимальными. Такие условия создавали больше возможностей для активности женщин. По мере роста числа христиан и постепенной интеграции церкви в общество должности церковных служителей становились менее харизматичными и более институционализированными, а богослужение утрачивало спонтанность и превращалось в обряд. Укрепление патриархата в церкви можно рассматривать как последствие этих явлений, но патриархат в целом отражал культуру общества. На протяжении веков женщины в христианстве могли в определённой мере преодолевать патриархат посредством мистицизма и аскетизма, включая монашеское безбрачие.
Первая волна феминизма. Суфражизм
Феминизм как социальное и политическое движение появился в условиях индустриализации, когда стала развиваться промышленность, в определённой мере снижающая значимость мужской физической силы и одновременно расширяющая потребности и возможности привлечения женщин к работе за пределами семьи. Мужчины и женщины получали разную оплату труда, что демонстрировало неравенство патриархата, но женщины становились менее зависимы от мужчин и начинали объединяться в требовании равных прав. Главным требованием ранних феминисток было требование права голоса во время выборов. Поэтому первых феминисток стали называли суфражистками (от слова suffrage (франц.) — избирательное право). Движение феминизма, таким образом, связано также с развитием демократии. (На иллюстрации изображена демонстрация суфражисток в Нью-Йорке в 1912 году (англ. Feminist Suffrage Parade, что может быть переведено как "парад феминисток-суфражисток").
Исследователи вычленяют в истории феминизма несколько волн. Каждая новая волна подразумевает появление нового активизма, новых теорий и точек зрения, которые дополняют более ранние волны, но не заменяют их собой полностью. В основе первой волны (XIX — нач. XX в.) лежит суфражизм. Помимо права голоса, феминистки ставили цели доступа к образованию, реформ в области прав собственности, развода, опеки над детьми и права работать.
Феминизм возникал в разных странах и достаточно активным оказался в США. Многие американские суфражистки были связаны с аболюционизмом — движением за освобождение рабов и отмену рабства. Христиане переживали переосмысление своего отношения к рабовладению. Тогда как в прошлом христианская церковь мирилась с рабовладением, и многие христиане оправдывали рабство библейскими текстами, христиане-аболюционисты считали, что рабство это вопиющий институт неравенства, который противоречит учению Иисуса Христа. Подобным образом христианки-феминистки верили, что женщины должны освободиться от подчинённой роли, и это имеет такое же евангельское основание, как и освобождение рабов.
Некоторые христианки-суфражистки предлагали переосмыслить консервативное понимание библейских текстов, которые использовались для обоснования превосходства мужчин над женщинами. Одной из таких христианок была квакер Лукреция Мотт, в 1849 году написавшая «Рассуждение о женщине» по библейским сюжетам. Обсуждая политическое доминирование мужчин, Мотт утверждала, что общественный порядок после объединения церкви с государством не соответствует евангельскому учению. В качестве другого примера можно привести Люси Стоун, которая была суфражисткой и выступала против консервативных трактовок Библии о власти мужчин. Она стала одной из лидеров Американской ассоциации за женские избирательные права, первым председателем которой был конгрегационистский служитель и социальный реформатор Генри Уорд Бичер.
Суфражистское движение в целом не вступало в конфликт с религиозными взглядами. Когда в 1895 и 1898 годах в двух частях вышла книга Элизабет Стэнтон под названием "Женская Библия", которая призывала к пересмотру традиционного в то время прочтения Библии, многие суфражистки возражали против публикации этой книги. Делегатки съезда Национальной женской американской ассоциации суфражисток выпустили заявление, в котором дистанцировались от критикующих консервативно-религиозные взгляды идей Стэнтон. По мнению ряда исследователей, публикация книги фактически прекратила влияние Стэнтон на суфражистское движение. Суфражизм, таким образом, был сосредоточен на достижении политических прав женщин, не занимаясь впрямую критикой религиозных традиций.
Библейские тексты со временем перестали использоваться верующими для ограничения прав женщин в светской сфере. Сейчас опираться на Библию для отрицания политических прав женщин могут разве что очень маргинальные фундаменталисты. Однако, христиане расходятся во взглядах со светскими феминистками и между собой по поводу других вопросов феминистской повестки, выдвинутой после первой волны (о чём будет сказано далее).
Стоит отметить, что часть современных церквей не только согласны с требованием равенства женщин и мужчин в обществе, но и утверждают, что женщины и мужчины должны иметь равные возможности доступа к служениям внутри церкви. Некоторые богословы, говоря о равенстве женщин и мужчин, называют это учение "христианским эгалитаризмом", дистанцируясь таким образом от феминизма, который после достижения требований первой волны наполнился разными концепциями, часть которых отталкивает определённую долю христиан (однако, христианство тоже неоднородно и христиане имеют разные мнения). Другие богословы для описания солидарности с феминистками могут использовать термин "христианского феминизма", а также более специфичное понятие "теологии феминизма". В данной статье мы сосредоточимся на изложении проблем, поднятых светским движением феминизма, не углубляясь в практики и представления, касающиеся исключительно внутреннего пространства церквей.
Вторая волна феминизма
Концепция гендерных различий
В 1960-х годах наступила вторая волна феминизма. Феминистки этого времени обсуждали культурные стереотипы, на основании которых общество разделяло гендерные роли и сферы ответственности женщин и мужчин. В этот период возникло движение радикального феминизма, которое связало патриархальное угнетение не только с отсутствием равенства прав, но и с биологической ролью женщины. Идея гендерных различий неоднозначно воспринимается в движении феминизма. Феминистки часто усматривают в концепции различий путь к ограничению возможностей женщин. Однако, некоторые феминистки используют идею различий между полами для романтического возвышения женщин.
Из радикального феминизма выделился культурный феминизм, представительницы которого усмотрели не только негативную, но и позитивную сторону в представлениях о гендерных различиях. Обсуждение этой темы началось ещё до появления культурного феминизма. Когда обсуждались особые качества, присущие мужчинам и женщинам, женской природе приписывались любовь, забота, миролюбие, сотрудничество, которые ассоциировались с материнством и уходом за детьми. Мужской природе приписывались агрессия, индивидуализм и конкуренция, которые связывались с древней ролью мужчины как охотника и война. Концепция гендерных различий могла быть использована как для консервативного ограничения женщин, запрещая им деятельность, которая, как считалось, не свойственна женской природе, и предоставляя мужчинам привилегированные роли, так и наоборот, для призыва к большей активности женщин в общественной и политической жизни, чтобы они дополняли мужчин теми качествами, которых им не хватает.
В центре внимания культурного феминизма находятся такие ценности как сопричастность, сопереживание и забота. Это направление рассматривает подобные ценности проистекающими из женской природы и/или женского исторического опыта, такого как опыт материнства, грудного вскармливания и заботы о детях. По мнению ряда авторов, такой уникальный опыт женщин порождает чувство связанности с другими, в то время как отстранённость является негативным явлением. В рамках культурного феминизма формируется отдельное философское направление о присущей женщине этике заботы. Радикальные феминистки, однако, рассматривают женскую этику как результат опыта в угнетении и вынужденную стратегию.
Идея о том, что женщинам присущи важные положительные качества, получила поддержку в христианстве, особенно в католической церкви. Папа Иоанн Павел II неоднократно рассуждал о "женском гении", а кардинал Йозеф Ратцингер (будущий папа Бенедикт XVI), в частности, писал Послание епископам церкви о сотрудничестве мужчин и женщин, которое содержало подраздел под заголовком "Важность женских ценностей в жизни общества". Женские ценности, подразумевавшие способность к самоотдаче другому, оказались подлинно христианскими. Традиционно примером самоотдачи рассматривается Иисус Христос (мужчина, родившийся от Матери, которой традиция церкви отводит особое почитание, и ею воспитанный). Хотя женщины в современном католическом учении больше расположены к "женским ценностям", в конечном итоге такие ценности оказываются человеческими, а не исключительно женскими, и к их проявлению призываются все люди.
Важно отметить, что ни с точки зрения церкви, ни с научной точки зрения, обособленных друг от друга "женской природы" и "мужской природы" не существует, хотя не только возможно, но и логично связывать качества человека с жизненным опытом. Качества, называемые женскими или мужскими, нельзя объяснить, ссылаясь только на биологические различия: поскольку речь идёт о психических качествах, а психика человека не может формироваться вне общества (выросший в джунглях Маугли не может вести себя как человек в человеческом обществе), значительную роль в развитии человеческой личности играют опыт и воспитание, то есть культурное влияние невозможно изъять из этого процесса.
Хотя католическая церковь выражает обеспокоенность по поводу того, что было названо "гендерной идеологией" (отрицающей роль биологических различий в формировании гендерной идентичности), это не подразумевает противопоставление, где философия эссенциализма признаётся за истину, а социальный конструктивизм отвергается. Папа римский Франциск в Апостольском обращении Amoris laetitia («Радость любви») утверждает: «Нельзя игнорировать, что на конфигурацию образа бытия — женственного или мужественного — влияет не только сочетание биологических и генетических факторов, но и множество элементов, относящихся к темпераменту, истории семьи, культуре, приобретенному опыту, полученному воспитанию, влиянию друзей, родственников, тех, кем мы восхищаемся, а также другие конкретные обстоятельства, заставляющие подстраиваться под них».
Папа Франциск отвергает стереотипы о гендерных ролях, которые предписывают строго определённые виды деятельности мужчин и женщин, ограничивающие проявление их способностей, когда это противоречит таким стереотипам. Он также опровергает буквальную трактовку слов апостола Павла о подчинении жён мужьям, утверждая, что апостол писал языком, присущим своей культуре, в то время как в общем контексте муж и жена призываются к взаимному подчинению друг другу в любви, а не к одностороннему подчинению жены мужу. Такую трактовку, отвергающую патриархатные роли в семье, высказывал уже папа Иоанн Павел II.
Таким образом, современная церковь старается отказаться от значительной части наследия патриархата как системы неравенства. Хотя существуют консервативные конфессии, которые продолжают учить о власти мужчин над женщинами, такие идеи давно не являются широко распространёнными в христианстве. Русская православная церковь в период царской империи благословляла женское правление императриц, из чего следует, что исторически (на практике) в православии гендерные стереотипы относительны и условны. Гендерные стереотипы это стереотипы культурные, а не христианские.
Сексуальная революция
Вторая волна феминизма по времени совпадает с периодом сексуальной революции. Многие феминистки поначалу приветствовали сексуальное раскрепощение, считая, что женщины в прошлом были лишены права получать удовольствие. Однако, уже в 1970-1980-е годы феминистское движение раскололось из-за противоположных оценок последствий сексуального раскрепощения. Cпоры между феминистками были настолько остры, что получили название "сексуальных войн". Секс-позитивные (или секс-либеральные) феминистки, поддерживая идею сексуальной свободы, утверждали допустимость множества разнообразных сексуальных практик, приветствовали порнографию (хотя критически относились к картинам подчинения женщин, верили, что порнография может быть "феминистской"), а также поддерживали легализацию проституции, считая, что она должна приравниваться к обычной оплачиваемой работе. Понятно, что подобные точки зрения вошли в противоречие с религиозной моралью (причём вне зависимости от степени проведения реформ внутри церквей).
Другая группа феминисток, получивших название "секс-негативных", не одобряла порнографию, утверждая, что порнография отражает и закрепляет потребительское и эксплуататорское отношение мужчин к женской сексуальности, способствует насилию и выступали против проституции с аналогичной точки зрения как сексуальной эксплуатации. Секс-негативные феминистки обозначили проблему сексуальной объективации женщин: женщины стали изображаться в масс-медиа как объект для получения сексуального удовольствия мужчин, а не как личности. В дальнейшем секс-негативные феминистки выступили с осуждением практики суррогатного материнства, аргументируя это так же эксплуатацией, потребительским использованием женского тела. (На иллюстрации изображён символ феминизма: зеркало Венеры с кулаком внутри. Как сказано на одном известном феминистском сайте, такой символ впервые появился в публичном пространстве в 1969 году во время феминистского протеста против конкурса красоты «Мисс Америка» в США).
Во всех подобных вопросах, когда речь идёт об эксплуатации женщин, христиане могут поддерживать феминисток. На практике это осуществляется в различных церквях. К примеру, Армия спасения исторически занималась борьбой с проституцией, оказывая поддержку женщинам, и сейчас выступает против проституции в рамках борьбы с торговлей людьми. Католическая церковь также разделяет феминистскую повестку в вопросах эксплуатации женщин. В частности, папа Франциск просил прощение у проституток за действия тех номинальных христиан, которые подвергли их сексуальной эксплуатации. Он написал предисловие к книге «Распятые женщины. Стыд работорговли, о которой рассказали улицы», где «распятыми» названы проститутки, то есть они уподоблены Иисусу Христу из-за страданий, которым их подвергают.
Одной из главных теоретиков секс-негативного феминизма была радикальная феминистка Андреа Дворкин. Радикальный феминизм объясняет сексуальную эксплуатацию женщин патриархатным доминированием мужчин. Другую точку зрения представляют левые феминистки, которые видят проблему в капиталистических отношениях. Они утверждают, что капитализм, сосредоточенный на получении прибыли, превращает человека в товар, а женщины, которые оказываются товаром, как правило, принадлежат к низшим социальным слоям, наиболее уязвимым, то есть социальное неравенство способствует проституции.
(Немного подробнее эту тему, в том числе и с религиозной точки зрения, я также описывала в статье Против сексуальной эксплуатации и проституции).
Репродуктивные права
В эпоху сексуальной революции стали звучать требования легализации абортов и свободного доступа к контрацепции. Эти требования вошли в феминистскую повестку, начиная с второй волны (хотя сама по себе эта тема начала подниматься ещё в 1930-х годах). Требования феминисток мотивировались стремлением облегчить жизнь женщин, которые рожали очень большое число детей, что приводило к потери здоровья и смертям женщин, нищете и многим социальным проблемам, особенно в эпоху индустриализации.
Аборты
Некоторые протестантские церкви поддержали требования феминисток легализовать аборты, хотя многие церкви традиционно выступают против абортов. Чтобы понять традиционно строгое отношение к абортам и более мягкое отношение к этому в современном протестантизме, нужно немного быть в курсе истории. Отношение религиозных людей к абортам исторически связано с представлениями об "одушевлении" зачатого плода, что по существу подразумевает момент, когда плод становится человеком. Традиции разных религий по-разному определяют, когда наступает этот момент. В иудаизме ребёнок приравнивается к человеку только во время рождения, когда из чрева матери появляется его голова. Подобная точка зрения основана, в частности, на словах Торы, где описан случай, когда во время драки мужчин женщина подвергается травме, в результате которой случается выкидыш. Библейский текст требует, чтоб виновный мужчина заплатил штраф за потерю ребёнка, а не был казнён, как предписывалось в случае убийства человека (Исх.21:22). Иудаизм в силу этого не приравнивает зачатый плод к человеку и допускает аборты в некоторых случаях.
В христианской традиции важную роль играл текст Септуагинты, где вышеупомянутый пассаж был неточно переведён. Это привело ряд отцов церкви к трактовке, что аборт приравнивается к убийству, если плод был сформирован и получил человеческую душу. Отцы, которые так понимали библейский текст, не учили тому, что аборты в других случаях допустимы, но и не приравнивали аборты на ранних сроках к убийству. Со временем, однако, стала преобладать точка зрения, согласно которой любой аборт приравнивается к убийству. Одной из причин такого решения был страх совершить ошибку в моменте появления человеческой души. Хотя сейчас многие христиане верят, что душа появляется в момент зачатия, среди отцов церкви не было никакого консенсуса о том, как и когда появляется человеческая душа. Католические богословы значительную часть истории церкви различали аборты на поздних и ранних сроках, не приравнивая последние к убийству, поскольку не считали, что на ранних сроках эмбрион имеет человеческую душу. Только в XIX веке папа Пий IX окончательно постановил, что аборты на любом сроке должны осуждаться одинаково.
Библия ничего не говорит о появлении человеческой души, не утверждает, что аборт это убийство и не содержит запретов прерывать беременность, поэтому для протестантов эти вопросы остаются открытыми. Консервативные протестанты, особенно в США, часто солидаризуются c традиционной точкой зрения о том, что аборт следует приравнять к убийству. Другие же протестанты допускают возможность абортов в определённых случаях. Православная и католическая церкви опираются в этом вопросе на предание, то есть по существу на традицию. Православные церкви осуждают аборты, но не уравнивают разные обстоятельства, в которых женщины их совершают (в частности, Социальная концепция РПЦ рекомендует проявлять снисхождение к абортам в случае угрозы жизни женщины, а также упоминает, что женщины "подчас идут на аборты в следствие крайней материальной нужды и беспомощности").
Католическая церковь остаётся наиболее непримиримой к абортам, запрещая их во всех случаях, включая угрозу жизни беременной женщины. Католическое учение не утверждает, что человек получает душу во время зачатия. Вопрос об "одушевлении" плода остаётся открытым. Современная церковь обращается к науке и утверждает, что, поскольку в зародыше генетически заложено развитие человека, человеческая жизнь возникает во время зачатия. Католическое учение о святости человеческой жизни в последнее время подошло к осуждению не только абортов, но и смертной казни и войн, чего в прошлом не было. Категоричное отрицание католической церковью прав на аборт в любых обстоятельствах становится не только непримиримым противоречием между учением церкви и светским феминизмом, но и предметом общественной критики в наиболее вопиющих случаях, получающих освещение в прессе.
Особым случаем являются селективные аборты. Селективным называется аборт по признаку пола. Как правило, такие аборты уничтожают женские эмбрионы. В некоторых местностях, где мужчины традиционно занимают более высокий статус, чем женщины, больше ценится рождение мальчиков, рождение девочек воспринимается менее желательным или нежелательным. В таких местностях преобладают аборты женских эмбрионов. Феминистки осуждают это явление, часто связывая с фемицидом (преступлением на почве ненависти к женщинам). Хотя светские феминистки отстаивают права на аборт, они выступают против селективных абортов и в этом вопросе происходит сближение позиций светского феминизма и христианских церквей.
Поддержка материнства
Некоторые христианки, которые в определённых вопросах поддерживают феминизм, но не хотят поддерживать аборты, заявляют о себе как о феминистках, выступающих за жизнь. Поскольку эти "консервативные феминистки" сближаются с пролайф-движением, которое сосредоточено на ограничении или запрете абортов, многие феминистки не принимают их как феминисток. "Консервативные феминистки", однако, главным образом сосредотачиваются на обсуждении интересов женщин со своей точки зрения, а не на обсуждении права на жизнь нерождённого плода, как это в основном делают пролайф-активисты. С точки зрения "консервативных феминисток", большинство женщин не хотят делать аборты, но их вынуждают партнёры, врачи, третьи лица и в целом среда, в которой они социализированы. В частности, "консервативные феминистки" обсуждают ситуации, при которых мужчины подталкивают или принуждают женщин делать аборт, рассматривая это как проявление патриархата. Аборты в этом случае оказываются следствием гендерного неравенства, а не достижением прав женщин. (На иллюстрации изображена современная картина Девы Марии с младенцем).
Обсуждение проблемы абортов, их причин и стратегии сокращения их количества могут рассматриваться в контексте социальных условий и социального неравенства в обществе, когда речь идёт о том, что к абортам женщин часто приводит бедность и уязвимое социальное положение. Такой подход может использоваться и религиозными людьми, и светскими феминистками, но на практике это зависит от политических взглядов. Тема социальных условий вместе с социальным неравенством относится к повестке левого политического крыла, поэтому её развивают в большей мере феминистки левого толка. Христиане придерживаются разных политических взглядов и это часто зависит от региональных особенностей. В США консервативные протестанты в основной массе относятся к правому политическому крылу, но католики в силу социального учения своей церкви могут иметь лево-центристские и левые политические взгляды. Стратегия сокращения числа абортов в связи с существованием непростых социальных условий включает в себя необходимость изменения этих условий и оказание помощи женщинам, в том числе всестороннюю поддержку материнства. Если христиане сосредотачиваются на такой повестке и действиях, а не на осуждении женщин и требованиях запрета абортов в светском законодательстве, они могут найти общие темы со светскими феминистками.
Понятие репродуктивных прав само по себе включает не только право на аборт и доступ к контрацепции, но также и право на рождение детей. Для феминизма основополагающим является вопрос выбора. Ситуация, когда женщина хочет родить ребёнка, но на неё оказывается давление прервать беременность, может рассматриваться как ограничение или лишение её выбора. Хотя светские феминистки часто уделяют больше внимания борьбе против ограничения прав на аборт, они также выступают против принудительных абортов и стерилизации. Христиане могут обсуждать тему выбора, рассматривая те обстоятельства, которые побуждают и принуждают женщин делать аборты, с тем, чтобы изменить такие обстоятельства и создать благоприятные условия для материнства. Проблемой остаётся отрицание самой возможности выбора в консервативной части христианства.
Поддержка материнства в контексте феминистской повестки подразумевает не столько цель снижения числа абортов, сколько уделение внимания женщине, ставшей матерью, как таковой. Феминистки поднимают вопросы, связанные с нагрузкой на женщин в семье, особенно, когда у них есть дети. Обсуждается участие мужчин в домашнем труде и воспитании детей. Левые феминистки поднимают также вопросы о разного рода социальной помощи семьям. Например, социалистические феминистки (в России) вспоминают опыт бесплатных детских садов и ясель в советскую эпоху, а также могут поднимать другие вопросы, касающиеся государственного участия. Либеральные феминистки, как правило, не обсуждают темы, касающиеся государственного участия. Христиане могут иметь разные точки зрения по этим вопросам, но в основном поддержка материнства вписывается в традиционные взгляды.
Контрацепция
Доступ к контрацепции подразумевает возможность планировать количество рождаемых детей и время их рождения. Религиозные конфессии в общем и целом не запрещают такое планирование, хотя существует разное отношение к методам контрацепции. Католическая церковь запрещает искусственную контрацепцию (хотя её использование не приравнивается к абортам), но позволяет использовать естественные методы контрацепции. Католические учёные разработали несколько таких методов. Эти методы могут использоваться как для зачатия ребенка в период фертильности (когда повышается вероятность беременности), так и наоборот для того, чтобы избежать нежелательной беременности. Последнее подразумевает воздержание в период фертильности и этим вызывает критику. Стоит отметить, что в христианской традиции воздержание рассматривается как добродетель и это относится не только к безбрачным отношениям. Вместе с тем, нет ни одной религиозной конфессии, кроме католичества, которые полностью отвергают любые методы искусственной контрацепции.
Православные и консервативные протестантские церкви различают неабортивную и абортивную контрацепции, допуская использование неабортивной. Как правило, они считают допустимыми барьерные методы, в то время как использование оральной контрацепции является в их среде спорным (в отличии от иудеев, где наоборот оральная контрацепция считается допустимой). Некоторые христиане считают, что любые оральные контрацептивы могут оказывать абортивный эффект, но такое представление не отражает консенсус профессионального медицинского сообщества. В США консервативные христианские специалисты разделены в этом вопросе. Например, основатель организации защиты традиционных семейных ценностей Focus on the Family ("Внимание на семье") Джеймс Добсон не утверждает, что оральная контрацепция имеет абортивное действие и оставляет её использование собственной совести христиан. Консервативные врачи, как правило, относят к абортивным контрацептивам внутриматочные спирали.
Таким образом, хотя многие христианские церкви (как и любые религиозные конфессии) не предоставляют такую свободу в области репродуктивных прав, как требуют светские феминистки, церкви всё же оставляют возможность использовать определённые методы контрацепции своим членам. В общем и целом современные христиане могут заниматься планированием количества детей и времени их рождения, если хотят это делать.
Третья волна феминизма
Период, названный третьей волной феминизма, который феминистки относят к 1990-м годам, характеризуется утверждением разнообразия женских индивидуальностей, а также различий между женщинами, входящими в разные социальные, культурные, расовые, национальные и другие группы. В этот период возникает множество новых форм феминизма и определённо становится невозможно сказать, что феминизм это некоторое общее движение. Даже в самих названиях новых форм феминизма отражена идея существования множества феминизмов, а не одного феминизма.
Некоторые феминистские движения включают и развивают такие идеи разных школ мысли и такие формы активизмов, которые раньше не имели отношения к феминизму, но теперь рассматриваются с феминистской точки зрения. Так возникают новые интересные направления (такие как, к примеру, экофеминизм и вегетарианский экофеминизм или психоаналитический феминизм). Некоторые новые формы феминизма становятся чисто академическими и посвещаются малопонятным широкой аудитории обсуждениям (как, например, постмодернистский феминизм). Некоторые феминистские движения приобретают чрезвычайно спорные и отталкивающие формы (как, например, группа Femen, которую ряд феминисток отнесли не к феминизму, а к "радикальному эксгибиционизму", и такое определение этой группы распространено в российских СМИ).
Несмотря на то, что феминизм представляет собой неоднородное движение, в обществе появились и распространились негативные стереотипы о феминистках. Критичное отношение к феминизму нашло своё выражение в появлении понятия постфеминизма. Термин "постфеминизм", впервые употребившийся в 1980-е годы в контексте критики второй волны феминизма, стал распространённым в 1990-е годы в период третьей волны. Исследователи связали использование этого термина с выражением следующих критичных точек зрения: феминизм был полезен в прошлом, но исчерпал себя, его основные цели достигнуты, современные движения не являются подлинно феминистскими, большинство женщин не хотят идентифицировать себя как феминисток, хотя многим остаются близки основополагающие принципы феминизма, термин "феминизм" приобретает негативные коннотации.
В период третьей волны продолжили проявляться обнаружившиеся ещё в период второй волны феминизма культурные различия между феминистками разных этносов. Особенно это касается феминисток западных стран и стран третьего мира. Противоречия между ними нашли отражение в направлении, получившем название постколониального феминизма (его возникновение относят к 1980-м годам). Постколониальный феминизм критикует западный феминизм за игнорирование опыта азиатских и африканских женщин и отношение к этим женщинам как угнетённым, порабощённым, нуждающимся в просвещении, которое во многом подразумевает насаждение западных стереотипов. Теоретики постколонеального феминизма требуют учитывать культурные, исторические, политические и социальные контексты и право женщин разных культур на собственную идентичность. В повестке дня феминизма стали акцентироваться также проблемы расизма, которые были подняты феминистками чёрного феминизма (феминизма чернокожих), феминизма коренных народов Америки и другими направлениями.
В период третьей волны развиваются также религиозно-направленные движения феминизма, такие как христианский феминизм, исламский феминизм, иудейский феминизм и другие направления, которые стремятся обосновать равенство мужчин и женщин с религиозной точки зрения и продвигать осуществление равенства в религиозных сообществах, либо создавать свои собственные духовные движения. Поскольку религиозные конфессии даже в пределах одной религии весьма разнообразны, не представляется возможным кратко описать какие-либо общие идеи или богословие религиозно-направленного феминизма, а также общее отношение религиозно-направленного феминизма к отдельным вопросам повестки дня светского феминизма. Как было показано, светский феминизм начал разделяться уже в период второй волны, а в период третьей волны стал чрезвычайно разнообразным. Религиозные феминистки также не могут представлять собой монолитную массу: как в силу разнообразия светского феминизма, так и в силу разнообразия религиозного мира. (Религиозные движения феминизма имеет смысл освещать в других статьях).
Четвёртая волна феминизма
Четвёртая волна феминизма наступает в 2000-х годах (некоторые исследователи выделяют её начало около 2012 года) в связи с развитием интернета и активным использованием социальных сетей. Центральными темами повестки дня четвёртой волны стали сексуальные домогательства (харассмент), сексуальное и другие формы насилия в отношении женщин, сексуальная объективация и сексизм. Все эти темы женщины стали поднимать в социальных сетях, рассказывая свои личные истории и обсуждая громкие события, которые освещались в СМИ. В социальных сетях стали выделяться феминистские хештеги. Одним из таких хештегов стал хештег #MeToo (#Я тоже), который превратился в название движения. Хештег указывал на то, что многие женщины пережили негативный опыт сексуальных домогательств или насилия, что они больше не хотят об этом молчать, что они солидарны в осуждении этого, и что они хотят оказать друг другу поддержку.
Движение #MeToo родилось в социальных сетях в 2017 году в связи со скандалом вокруг многочисленных обвинений в сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна, но первое использование этого слогана в таком же значении было сделано в 2006 году чернокожей активисткой Тараной Берк. Когда Берк работала педагогом, 13-летняя девочка рассказала ей о пережитом сексуальном насилии. Берк сама пережила сексуальное насилие в прошлом, но не смогла в тот момент открыть это. Спустя несколько лет Берк создала организацию для поддержки цветных девочек-подростков. В рамках этой организации она запустила кампанию солидарности с жертвами сексуального насилия, использовав слоган MeToo, и заявила о себе как о жертве насилия также. В частности, она создала документальный фильм о жертвах сексуального насилия с таким же названием. Тарана Берк — христианка. Она была католичкой, но разочаровалась в институте церкви, узнав историю поддержки церковью рабовладения, но она осталась верующей в общем смысле слова. По её собственному признанию, примером для неё является Иисус Христос, которого она называет «первым активистом».
Четвёртая волна феминизма уделяет внимание не только сексуальному насилию, но вообще любому насилию в отношении женщин. Христиане не могут не откликаться на акты насилия и, конечно, христианству чуждо одобрение сексуальных домогательств. Четвертая волна феминизма породила немало откликов в христианских церквях по всему миру. Христиане обсуждали, как может быть связана реальность широких масштабов харассмента с сексуальной революцией и бездуховностью, но вместе с этим обнаруживали сексуальные домогательства и даже насилие в своей собственной среде. В социальных сетях вслед за хештегом #MeToo появился аналогичный хештег #ChurchToo, привлекавший внимание к проблеме харассмента и насилия в церковных сообществах.
Литература
Ссылки на русском языке
- Словарь гендерных терминов. Под ред. А. А. Денисовой. — Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002 (Словарь доступен в интернете по адресу owl.ru/gender/)
- Наталья Пушкарева. Феминизм // Энциклопедия Кругосвет (статья доступна в интернете и содержит список литературы о феминизме)
- И. Н. Тартаковская. Феминизм // Большая Российская энциклопедия (статья доступна в интернете и содержит список литературы о феминизме)
- Анастасия Зотова. Не все хотят снять хиджаб и строить карьеру: что такое постколониальный феминизм // Forbes (Forbes Woman), 8 декабря 2022 (статья доступна в интернете, советую прочитать)
- Ольга Шульман. Иоанн-Павел Второй о достоинстве женщины // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 1. Сборник / Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008. — С. 215—226 (предлагаю скачать статью в файле pdf с сайта по размещённой выше ссылке и почитать)
- Папа Римский Франциск. Послесинодальное Апостольское обращение Amoris Laetitia О любви в семье (18 марта 2016). — Издательство Францисканцев, 2016 (можно скачать по приведённой ссылке, но темы, имеющие отношение к феминистской повестке, затронуты лишь в некоторых местах этого обращения)
- Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша // Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011 (статья доступна в интернете)
- Евгений Кадосов. Человеческий зародыш на ранней стадии. Богословское осмысление (статья была опубликована на портале Кредо, которого сейчас не существует, в настоящее время её можно найти на сайте Миссионерско-образовательного центра Истина и в группе ВК "Православие и мы")
- Феминистская теология // Фьоренцо Эмилио Реати. — «Бог в XX веке: Человек — путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века)» — Пер. с итальянского Ю. А. Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002, с. 165-186 (предлагаю скачать книгу в файле pdf с сайта по размещённой выше ссылке)
- Богословие феминизма // Стенли Гренц, Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Пер. Ольги Розенберг. — Черкассы: Коллоквиум, 2011, с. 340-358
Данная статья является второй версией изложения темы о феминизме и христианстве. Полный список ссылок, среди которых большинство на английском языке, можно найти в статьях, которые сейчас размещаются в блоге wordpress "Записки бунтаря":
- Феминизм и христианство (первая версия 2018 года)
- Цикл статей по позициям разных религиозных конфессий и церквей в рубрике "Репродуктивные права" блога "Записки бунтаря"
Часть информации для написания этой статьи взята из википедии на иностранных языках после ознакомления с приведёнными там источниками.
Елена Преображенская
Первая версия датируется 19 октября 2018 года, вторая версия: 27 мая 2023 года |