На Портале Предание.Ру обнаружился цикл лекций Петра Рябова "Анархия и религия". Прослушала первую лекцию "Христианство и анархизм" и собираюсь слушать другие. (Петр Рябов — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь анархизма и экзистенциализма). Не скажу, чтобы первая лекция была очень подробна в плане разбора различных движений, но автор предупредил, что это общий обзор этой темы и в этом качестве интересно иметь представление. К анархизму, связанному с религией, автор отнес два типа движений. Один тип это собственно религиозные течения, которые отторгают государство и официальную религию. Обычно такие движения относят к сектантству. Но исторически они развиваются неодинаково: одни остаются сильно замкнутыми и отгороженными от мира, другие преобразуются в социально активные. Ко вторым упомянутым можно отнести, например, квакеров (хотя они разнообразны: часть из них остается очень консервативной, в то время как другие достаточно открыты и либеральны). Мне ближе, конечно, современные социально активные движения. Другой тип анархизма, о котором говорит Рябов, это светские люди, которые могут быть вовсе нерелигиозными, но испытывать на себе влияние христианских идей, таких как поиск правды, защита угнетенных и мученичество, которое ассоциируется с репрессиями за правду. Этот тип отчетливо связывается с российской дореволюционной эпохой. Автор приводит в пример строки стихотворения Некрасова, посвященное Чернышевскому: "Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе". Сюда можно было бы отнести многие литературные произведения той эпохи: известный роман "Мать" Горького, поэму "Двенадцать" Блока и многое другое. Все эти произведения пронизаны христианскими аллегориями и это не случайно. Лично мне весьма близко такое ощущение присутствия христианства в нерелигиозных людях. Необязательно той эпохи и необязательно революционных. Возможно по-разному. "Дух дышит, где хочет", сказано в Евангелии, и не обязан вписаться в доктринальные представления и церковные рамки. Бывают примеры христианского анархизма внутри традиционных церквей. Я совершенно не думаю, что анархизм это обязательно отход от традиционной церкви. Известным примером является Дороти Дэй, американская анархистка и пацифистка, социалистка, которая приняла католичество и продолжала придерживаться левых взглядов. Сейчас она имеет статус Слуги Божией и рассматривается вопрос о ее беатификации (первый уровень признания святости, для почитания на местном уровне). Папа Франциск, выступая перед Конгрессом США, назвал её в списке выдающихся американцев наряду с такими деятелями, как Авраам Линкольн, Мартин Лютер Кинг и Томас Мертон. Согласно описанию на портале Предание.Ру, Петр Рябов - историк и философ, чью позицию можно было бы определить как «религиозный анархический экзистенциализм». Сам он так говорит о своем отношении к религии: «Я человек, без сомнения, религиозный. (То есть жаждущий Трансцендентного Абсолюта и не верующий, что в мире нет тайн, и он плоско сводится к эмпирическим данностям). В этом смысле, кстати, религиозным человеком был и столь чтимый мной и столь воинствующе богоборческий Бакунин. Я весьма далёк от атеизма (который считаю наиболее примитивной и неинтересной из всех известных мне религий. Мне близок религиозный экзистенциализм (паскалевского, марселевского, буберовского типа), важен и интересен религиозный опыт во всём его богатом разнообразии и таинственности, и чужды все формы попыток объективации отношений человека с Божественным». | |
Категория: Впечатления | Добавил: Klara (25.01.2021) | |
Просмотров: 688 | |